20.06.2011 | 13:00

Светлана Быченко: "Каждое наблюдение за птицей – это открытие"

10 июня в Ханты-Мансийске подвел итоги XV Международный телевизионный экологический фестиваль «Спасти и сохранить». Идея сфокусироваться на проблемах охраны и улучшения окружающей среды принадлежит Всероссийской государственной телерадиовещательной компании. Свои проекты представили на конкурс полторы сотни российских и зарубежных телекомпаний. По мнению экспертов, очень многие работы были достойны наград, но главный приз - «Золотая гагара» - достался Светлане Быченко и Владимиру Корзинкину за документальный сериал телеканала «Россия-Культура» «Страна птиц». О сложностях работы над проектом, о съемках в полевых условиях, а также об уникальных отношениях между птицами и людьми, мы побеседовали с автором проекта, режиссером документального и анимационного кино, сценаристом Светланой Быченко.

- Светлана, проекту «Страна птиц» присудили высшую награду на кинофестивале «Спасти и сохранить». Нам стало известно, что эта новость застала Вас и коллег в экспедиции…

- Когда нас пригласили на фестиваль мы с оператором Владимир Корзинкиным действительно были на съемках. Сидели в воронежских болотах и снимали кукушку. «Засидки» бросать нельзя, мы решили, что оператор, он же соавтор сериала «Страна птиц», останется, а я поехала в Ханты-Мансийск. Там мы получили другую птичку – «гагару» («Золотая гагара» – главный приз фестиваля «Спасти и сохранить», – прим. ред.). К сожалению, мне не удалось посмотреть фестивальную программу, поэтому мне сложно говорить, как наша работа смотрелась в сравнении с другими фильмами. Но, как мне сказали, наш фильм принимали хорошо.

- Как Вы считаете, сегодня тема документального кино о животных и птицах по-прежнему актуальна? Интересует ли она кого-то, кроме специалистов?

- Конечно, интересует. После показа на телеканале «Культура» было много звонков, в Интернете появились отклики. Я сама не ожидала такой реакции. Но очень жаль, что российская школа научно-популярного кино, посвященного природе, животному миру, птицам, сейчас почти исчезла. Вот уже двадцать лет она практически не финансируется и не существует. Это очень дорогое занятие, поэтому очень приятно, что телеканал «Культура» поддержал наш проект. В частности, руководитель студии познавательных программ Виталий Трояновский. Он очень много сделал, чтобы наш проект состоялся. В Ханты-Мансийске я поняла, что наша работа очень востребована. Фестиваль меня уверил в том, что эту тему необходимо продолжать и что есть люди, которым действительно интересен мир природы.

- Сейчас в телеэфире можно увидеть много проектов западных производителей: BBC, Discovery...

- Честно говоря, они уже надоели своим одинаковым форматом. Я, конечно, завидую им черной завистью: нам бы хотя бы процентов тридцать от того, что они используют во время съемок. Я имею в виду технические, людские ресурсы и финансирование. Вот и сейчас мы три недели сидели в болотах, но так и не сняли до конца все, что хотели. Мы решали сложнейшую задачу вдвоем, а это даже физически почти невозможно – по десять часов к ряду сидеть в «засидках». По крайне мере, нужны еще люди, но финансирование у нас смешное.

- Как проходят работы в таких сложных полевых условиях?

- В сериале «Страна птиц» есть фильм о цаплях. Так вот, мы ездили в Африку, снимали там разных цапель. Наш автор и оператор Володя Корзинкин три года подряд каждое лето проходил глубокое болото, потом залезал на высокую сосну один, с тяжелой камерой. Элементарно можно упасть и разбиться. Для этого нужно неимоверное терпение и огромное желание показать людям чудо. Чтобы такие вещи делал один человек – такого нигде нет. У BBC вообще всегда по несколько операторов, а здесь один человек снял потрясающий материал – от строительства гнезд до выкармливания птенцов.

- Птицы преподносили какие-нибудь сюрпризы во время съемок?

- Конечно. Каждое наблюдение за птицей – это открытие. Ведь не все в учебниках написано. Например, никто не описывал, как вороны признаются в любви. А они это делают удивительно красиво, мы это сняли. Или никто не мог предположить, что, когда цапля кормит птенцов, малыши могут просто покалечить своих родителей. Однажды маленькие птенчики чуть язык у мамы-цапли не оторвали вместе с едой. Много удивительных вещей можно увидеть, если наблюдать. Всегда тебя ждет какое-то открытие. Хотя в этой работе бывают и разочарования. Можно отдать много сил, но ничего по сути не снять. Тут еще нужно везение.

- Нужно быть настоящим энтузиастом, чтобы отважиться на такое.

- Наверное, но мы не одиноки. Над проектом «Страна птиц» работали люди из разных городов. Оператор Валерий Крылов, оператор и орнитолог Артур Рябинцев из Салехарда, ученые лаборатории физиологии и генетики поведения биофака МГУ, руководитель этой лаборатории Зорина Зоя Александровна. Нас поддержали орнитолог Константинов Владимир Михайлович, Союз охраны птиц и просто люди, любящие наблюдать за птицами. Такие проекты, можно снимать только большими командами, людьми, которые находятся в разных местах, ведь даже доехать туда-сюда стоит немало. Получается, что «Стран птиц» - это коллективный продукт.

- К нам на форум недавно пришел вопрос: «Почему телеканал "Культура" показывает программы про животных, и какое отношение это имеет к культуре?». Что можно ответить на такое высказывание?

- Отношение к природе – это тоже культура. Недавно в Государственной Думе на полном серьезе стали обсуждать вопрос о том, что ворона – птица вредная, и дрозды вредные, их надо отстреливать. Это что, культура или нет? Мы живем рядом с этими птицами каждый день, и мы ничего про них не знаем. Люди отстреливают ворон в Москве и под Москвой. Но неужели тема природы не относится к культуре человека? Культурный человек знает и природу, и искусство. А ваш телеканал занимается именно образованием. По-моему, этим и должно заниматься телевидение.

- В «Стране птиц» особое внимание уделяется отношениям между птицами и людьми. Видимо, неспроста?

- Правильно. Ведь птицы больше, чем остальные представители животного мира, доверяют людям. Они показываются нам на глаза, а другие животные – нет. Например, лиса, она прячется от человека. А эти волшебные существа нам показываются. Более того, они нам поют, а мы даже не знаем, кто это поет. Мы, культурные и образованные люди, управляем ракетами, миром... а кто нам поет по утрам, не знаем. Тема природы имеет прямое отношение к культуре. Поэтому в нашем сериале мы попробовали затронуть тему «человек и природа». Это получилось в фильме «Дети ночи» о совах, там даже есть глава «Люди и совы».

- Какие еще открытия ждут наших зрителей? Над чем сейчас работаете?

- Володя Корзинкин снимает фильм не про птиц, а про бобров. А я сейчас заканчиваю фильм о кукушке. Если мы и дальше будем сотрудничать с телеканалом «Культура», то мы, конечно, с радостью будем снимать разных птиц: и козодоя, и коростель… Но это очень трудоемкий процесс. Никакую птичку за год не снимешь, особенно в наших условиях. Трудно найти операторов, которые согласились бы сидеть в «засидках», кормить комаров, мерзнуть… Таких можно буквально по пальцам пересчитать. Кто согласится сидеть по горло в болоте каждый день в течение двух недель? Это просто опасно для здоровья. Тебя едят комары, рядом ползают змеи, а ты сидишь и не можешь пошевелиться. На это соглашаются те, кому это интересно. Слава богу, такие люди еще есть, и надеюсь, «Страну птиц» еще можно будет увидеть на канале «Культура».

Читайте также:
Экологические расследования в Ханты-Мансийске

XV экологический телефестиваль «Спасти и сохранить» подвел итоги