04.08.2014 | 10:50

В столице проходит кинофестиваль ранних картин Хичкока

«Хичкок – девять неизвестных». Под таким названием в Москве проходит кинофестиваль ранних картин культового режиссера. Их показывают на летней площадке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». На большом экране – под музыкальный аккомпанемент – публика смотрит немые фильмы Хичкока. До звания «король триллеров» режиссеру еще, конечно, было далеко, но в этих лентах уже чувствуется серьезная заявка на будущее. Рассказывают «Новости культуры».

К открытию фестиваля подготовились: постелили красную ковровую дорожку, повесили плакаты и расписание сеансов – в духе голливудских кинотеатров 30-х годов.

«Очень здорово, что это здесь, потому что, конечно же, любая площадка в Москве была бы счастлива показывать у себя Хичкока, – говорит куратор летней программы института «Стрелка» Мария Бирюкова. – Это мы. Мы тоже очень многое для этого попытались сделать».

Поклонники Хичкока и вообще немого кино – в предвкушении. Этих фильмов практически никто не видел.

Первый день Хичкокомарафона решили отметить фильмом «Ринг» – единственным, к которому Хичкок написал сценарий сам. Говорил, что это второй настоящий фильм после «Жильца». Этот показ, как и все остальные, проходит под живую музыку – играют британцы, написавшие саундтреки к этим малоизвестным фильмам.

Начинает Соуэто Кинч. Мелодраму о мире бокса он услышал в ритмах джаза. Картина «Ринг» для исследователей творчества Хичкока – настоящая диковинка. Почти как «Горный орел» - его до сих пор не могут найти.

«”Горного орла” хотелось найти больше чем остальные фильмы, – признается главный хранитель Национального архива Британского института кино Робин Бейкер. – Он пропал очень давно, в начале 20-х годов прошлого века. О нем мало что известно. Может, бобина с ним лежит у кого-то под кроватью. Вообще, реставрация этих девяти фильмов – самый долгий, трудный и дорогой проект из тех, что у нас были. Мы занимались этим пять лет».

Некоторые кадры реставрировали вручную, некоторые – цифровым способом, удаляли с пленки царапины, дефекты контраста, восстанавливали хичкоковские наплывы между кадрами. Искали композиторов и думали над звучанием музыкальных инструментов. Джон Суини – известный британский пианист и композитор создал музыку к семи фильмам из девяти.

«Я импровизировал, – рассказывает Джон Суини. – Если честно, я не слышу Хичкока, я слышу персонажей в его фильмах, переходы от сцены к сцене, от персонажа к персонажу. Это меня и привлекает. Я пытался чувствовать пульс фильма, куда его направляет режиссер, и следовал за ним, не отставая».

Кинокритик Иэн Хейдн Смит исследованию творчества Хичкока посвятил много лет. Начал с досконального разбора его фильмов, рисовал схемы, размышлял над его художественным стилем, фирменных приемах.

«У меня была задача рассказать о его фильмах студентам, – говорит Иэн Хейдн Смит. – Но вот мы уже были в 13 странах с этим фестивалем. Важно то, что везде люди понимают, как много между нами общего. Насколько универсальными идеями играет Хичкок. И что все мы – в его власти».

У нас, как и в Великобритании, режиссера знают по голливудским работам. Но в этих ранних, немых – уже предчувствуется великий и ужасный Хичкок – любитель мрачных розыгрышей, мастер пугать зрителя, нагнетать страх и создавать напряженную атмосферу.

Новости культуры