31.07.2014 | 19:33

Музей современной культуры "Гараж" представил работы художников 90-х годов

Выставка «The New International» – «Новый Интернационал» продолжает серию проектов Музея современного искусства «Гараж», исследующих 90-е годы. Этот - объединил работы художников двух разных поколений, творивших в эпоху масштабных социальных и политических перемен. Одновременно она стала и важной поворотной точкой в истории мирового арт-процесса. Рассказывают «Новости культуры».

Крах коммунизма, падение Берлинской стены, развитие Интернета, торжество капитализма – всё это сильно изменило понимание искусства. Границы утрачены, искусство становится интернациональным, налаживаются связи между художниками и кураторами. Одних только биеннале в мире за каких-то пару лет становится в два раза больше. У художников новые главные темы: не красота, не вечное, а настоящее, материальное – политика, экономика, критика институций, классовая принадлежность.

«New International» – второй самостоятельный проект Кейт Фаул, главного куратора «Гаража»-этот пост она заняла в феврале прошлого года. Старт её карьеры пришелся как раз на 90-е, так что глобальные перемены в мире актуального искусства – её тема.

Проект Дана Во «Мы, народ» – это копия статуи Свободы в натуральную величину. 250 отдельных фрагментов, они разбросаны по всему миру, в «Гараже» представлено шесть частей. Трактовок много – в том числе, это и размышление автора о том, что Статуя свободы не смогла поспособствовать распространению западных ценностей в мире.

Огромный черно-белый гобелен, выполненный полькой Гошкой Макугой – лишь часть проекта «Документа». Это фотоколлаж, на котором вместе сливки мирового арт-сообщества и участники протестных движений.

«А вот, ктсати, и сама Гошка, в центре – получает награду за свою работу, – говорит главный куратор музея современного искусства «Гараж» Кейт Фаул. – Окружают её те, кто определяют сегодня, что называть искусством. В этой работе художник задается вопросом, почему правда так важна в мире искусства и что вообще такое правда?»

В экспозиции – проекты 10 авторов. Представители двух разных поколений – те, кто в 90-е уже сформировался, как художник и те, кто только начинал в эпоху масштабных и социальных перемен.

«Сейчас самая та дистанция – 25 лет – уже можно начинать анализ и производить отбор, что самое интересное, – говорит директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. – Нам хотелось найти пересечения международного и российского».

Александр Бренер известен своими скандальными акциями. В начале 90-х он устраивал провокации в европейских музеях и на международных выставках. В «Гараже» – документация его работ, в том числе одной из самых скандальных, когда зеленой краской из аэрозольного баллончика он нарисовал знак доллара на одной из картин Малевича, за что был арестован. Группа «Ирвин» из Словении в 92-м в Москве открыло своё арт-посольство – они продолжили традицию квартирных выставок неофициального искусства 70-80-х. Ленинский проспект, 12 – место, где налаживались прямые диалоги с художниками Восточной Европы.

«Для нас это было очень интересное время, – вспоминает художник Душан Мандич. – Когда все стремились на Запад, мы решили пойти в противоположном направлении, нам было интересно понять, как искусство меняется в вашей стране. Это была своего рода арт-экспедиция».

Во времена глобальных перемен в искусстве начинает исчезать понятие «национального мотива». Глядя на некоторые работы, трудно сказать, откуда автор. Яркие цвета, экспрессивная манера – это похоже и на Поллока, и на Моне, и на Руссо… Но автор – Макико Кудо – из Японии. Ветка сакуры уже не вписывается в контекст искусства без границ.

Читайте также:
Ветер перемен как материал для творчества>>>

Новости культуры