20.06.2011 | 19:30

На Конкурсе Чайковского начался второй тур

На Международном конкурсе имени Чайковского страсти накаляются. Для пианистов, скрипачей и виолончелистов начался второй тур. По этим специальностям в Петербурге и Москве теперь соревнуются 36 музыкантов из 14 стран. «Дюжина самых стойких и талантливых» в каждой из номинаций – так говорят о полуфиналистах члены жюри. Конкурсанты сегодня вновь - на сцене. И эпицентр конкурса Чайковского – Большой зал столичной консерватории, где сегодня выступили пианисты и виолончелисты. Рассказывают «Новости культуры».  

Борьба на конкурсе имени Чайковского становится все острее, интерес публики возрастает день ото дня, судя по оживлению перед официальным стартом второго тура. На прослушивании в Большом зале – сам генеральный директор конкурса – Ричард Родзинский, среди зрителей – композитор Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Публика ждет от конкурсантов виртуозного исполнения сложнейших классических произведений. Но жюри уже не достаточно просто технического мастерства участников.

«Сейчас все играют очень технически выразительно и хорошо. Главное – показать искренность, показать талант прочтения. А сыграть быстро и громко – это уже все умеют. Это уже не достоинство, Конечно, достоинство, но свойственное почти всем», - считает член жюри XIV Международного конкурса имени Чайковского Михаил Воскресенский.

Уже седьмое виолончельное прослушивание. В Малом зале звучат Брамс и Шостакович, Бетховен и Чайковский, Шнитке и Ростропович. Первый номер у немки Янины Рух.

«Я наконец-то расслабилась, на первом туре была сильно напряжена. Сейчас все мысли уже о третьем туре – хочу сыграть Первый Концерт Шостаковича с абсолютной точностью», - рассказывает конкурсантка Янина Рух из Германии.

Конкурент Янины – соотечественник Норберт Ангер, перед самым длинным в этот день выступлением – а его программа стала и самой насыщенной, – за сценой снимает напряжение исполнением хита группы The Beatles.

«Я играю и пою «Хей, Джуд», чтобы настроиться, и просто ради развлечения. Удивить жюри и публику хочу своей индивидуальностью! Это, главное, что могу предложить», - признается конкурсант из Германии Норберт Ангер.

24-летний выпускник берлинского университета в первом туре покорил жюри особенным, зрелым исполнением Чайковского. На втором этапе виолончельного соревнования – все силы были отданы обязательному произведению Пендерецкого «Виолончелло Тоталле».

Жюри, под председательством Давида Герингаса берет двадцатиминутный перерыв. И вот уже со сцены снова звучит Пендерецкий. Кореянка Сенг Мин Канг сложнейшим по технике и эмоциональности произведением решила начать свою программу.

Больше половины пианистов, прошедших во второй тур, – россияне. Михаил Воскресенский уверен – это показатель качества российского музыкального образования. Второй конкурсный этап «Прелюдией, хоралом и фугой» Франка открывает выпускник московской консерватории – Александр Синчук. Родные стены Большого зала помогают, но эмоции все равно зашкаливают, конкурсное волнение не оставляет ни на минуту, – признается исполнитель.

«Может, это такой полумрак в зале, или у меня такой полумрак в глазах. Иногда в голову во время игры разные мысли приходят – а кто-то там сидит сейчас, считает лишние ноты», - рассказывает участник XIV Международного конкурса имени Чайковского (Россия) Александр Синчук.

Что думает по поводу каждого выступления высокое жюри, понять по непроницаемым лицам трудно. Британец Питер Донохоу и ирландец Барри Дуглас – постоянно делают записи, француз Мишель Берофф вслушивается в каждую ноту. А во время исполнения этой пьесы – судьи смотрят в партитуру. «Чайковский-этюд» Родиона Щедрина – произведение для обязательного исполнения, написанное специально к XIV конкурсу, нигде ранее не исполнялось. Перед участниками – сложнейшая задача: не только сыграть его без ошибок, но и наполнить собственным мироощущением.

«Когда определенная математическая формула главенствует в произведении, намного сложнее что-то через него выразить, и мне гораздо сложнее его выучить. Поэтому для меня это произведение было небольшим камнем преткновения», - говорит участник XIV Международного конкурса имени Чайковского (Россия) Эдуард Кунц.

С этой задачей Эдуард Кунц справляется. Его, практически никогда не играющего в России, публика принимает тепло: криками «браво» и вызовами на бис. Но эти аплодисменты звучат не только в адрес конкурсанта, слушатели отдают дань таланту композитора – Родиона Щедрина.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>