31.07.2014 | 10:17

Выставка "Мода Петербурга" открылась в Коломенском

Выставочные залы Сытного двора музея-заповедника «Коломенское» в эти дни напоминают модный бутик. Правда, все до одной модели – винтажные. Около века назад эти изысканные вещицы формировали облик элегантной и состоятельной жительницы Северной столицы. На выставке «Мода Петербурга XIX-начала XX века» побывала съемочная группа «Новостей культуры».

В выставочных залах – роскошные наряды, которые когда-то принадлежали цвету столичного общества. Во второй половине XIX века Петербург по праву получил статус модного центра: в отличие от более консервативной Москвы императорский двор следовал последним европейским тенденциям.

«Заказы от императриц поступали Чарльзу Ворту, Полю Пуаре, – поясняет храниетль коллекции Юлия Павлова. – Но кроме них у нас работала Надежа Ламанова (или Ламанова – по-разному ударение ставят в ее фамилии). Она была одним из основных модельеров, и она очень долго время шила для императриц в разных стилях».

Бархатные аппликации, вышивки бисером и стеклярусом. Модницы не жалели денег на туалеты из кисеи и батиста. К середине XIX века в Петербурге было уже более 200 ателье и мастерских. Самый старый костюм, представленный на выставке, датируется 1860-м годом.

«Бархат зеленого цвета и вышивка шелковыми нитками, – показывает коллекционер Наталья Костригина. – Ротонды бывали и летними, и зимними. Эта – такая осенне-весенняя. Вообще, вся коллекция началась с собирания предметов, которых нет в гардеробе современной женщины – я стала собирать накидки, пелерины, ротонды».

Воротник-стойка, юбка-колокол, изящный силуэт. Перетянутая корсетом талия удивляла своими размерами. Все это  – элементы стиля модерн, который привечала императрица Александра Федоровна. Во многом с ее легкой руки он распространился по России. Впрочем, начиная с 1910-х, на смену модерну пришел неоклассицизм, который ввел в моду французский кутюрье Поль Пуаре.

«Это уже платье без корсета, – поясняет Юлия Павлова. – Женщина стала полностью свободной, эмансипированной. Платья приобрели высокую талию, кроме того были внедрены сочетания тканей, и их оттенков: если верхняя туника могла быть черной или белой, то нижнее платье – чехол – шился из мерцающего шелка, атласа».

Изящное дополнение к экспозиции – портреты того времени, мебель, аксессуары... Они, впрочем, как и наряды, пережили своих хозяев, став свидетелями смены эпох. Ведь мода – это не только тенденции и бренды, это целая история.

Новости культуры