25.07.2014 | 10:14

Печать. 25 июля 2014

В этом году отмечается 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В юбилейный для классика год некоторые представители столичной общественности развернули кампанию по переносу памятников писателю. Газета «Культура» направила разбираться в этой запутанной истории своего «ревизора». Подробности расследования в свежем номере. Также на страницах издания – интервью с французской актрисой Милен Демонжо. Известность пришла к ней после фильма Андре Юнебеля «Фантомас». Другие темы печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
Первая мировая война, столетие которой отмечает весь мир, не могла не отразиться на программе Авиньонского фестиваля. Как замечает «Московский комсомолец», на форуме сразу несколько тематических постановок, но самая необычная приехала с острова Самоа. Зрелищу под названием «Я есть» отдана главная площадка прованского фестиваля – Папский дворец. Вот эту сцену и топчут босыми ногами самоиты. Они, в мировой войне не участвовавшие, представляют ее практически без слов. Это скорее перформанс, не имевший никаких иллюстративных намерений. Ни жертв Первой мировой, ни воспоминаний о чьих-то победах или поражениях. Это созерцание, философия, медленно, капля по капле, собирающаяся в общее полотно, чтобы удивить или даже поразить лаконичным величием. По словам постановщика действа Леми Понифазио: «Юбилей этой катастрофы – идеальный момент для того, чтобы человечество задумалось о путешествии, которое оно осуществляет как живое существо, разделяющее землю с другими живыми существами. Сказать о том, что мы есть – это самое революционное, что сегодня может быть».

***
Сегодня на берегу реки Угры стартует крупнейший в России фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Как отмечает «Труд», на три дня безлюдные поля превратятся в оживленную площадку, где помимо огромных ландшафтных скульптур, можно будет увидеть перформансы, послушать музыку, стихи и лекции. Темой этого, девятого по счёту, «Архстояния» стал лозунг «Здесь и сейчас», который отлично отражает заданный формат временной архитектуры. Художник Николай Полисский, стоявший у истоков «Архстояния», не раз повторял, что все объекты на фестивале не должны реставрироваться и поддерживаться, а должны умирать собственной смертью – гореть, гнить и разлагаться.

***
В Центральном выставочном зале Российской национальной библиотеки открылась выставка «Путешествие по звуковой дорожке», повествующая об истории отечественной грамзаписи в «довиниловую эпоху», то есть в период с 90-х годов XIX века по 60-е века XX. Общая картинка экспозиции иллюстрирует не только полет технической мысли, но и художественные пристрастия меломанов прошлых лет – пишут «Новые известия». Экспозицию открывают стенды с дореволюционными журналами. Один из разворотов представляет ассортимент отечественных патефонов. Чуть поодаль сборник 1912 года «Либретто для пластинок». Отдельный блок посвящен популярным исполнителям, ставшим настоящими «звездами грамзаписи»: Анастасии Вяльцевой, Марии Каринской, Изабелле Юрьевой, Леониду Утесову, Марку Бернесу, Петру Лещенко…

Новости культуры