21.06.2011 | 19:41

Мастерская реставрации Института имени Репина отмечает 40-летие

40-летие отметила одна из крупнейших в стране профессиональных мастерских по обучению художников-реставраторов: в 1971 году прием на новую специальность был открыт в Ленинградском академическом институте имени Репина. Это старейшее художественное учебное заведение ведет свою историю от Императорской Академии художеств. Вуз не раз менял название, но всегда сохранял лучшие академические традиции. Рассказывают «Новости культуры».

Ежегодно реставрационная мастерская Академии принимает на обучение пять-семь студентов. В масштабах страны это капля в море, в масштабах Китая – тем более. Выпускница мастерской реставрации академического института имени Репина Лоу Вейна возвращается в Китай большим человеком.

«Я буду в Китае, наверное, в институте преподавать», – говорит Лоу Вейна

Она первая выпускница реставрационной мастерской Академии из Китайской Народной Республики. Ее дипломной работой стало восстановление картины малоизвестного автора Александра Вахромеева «Наводнение в Петрограде в 1924 году». Полотно из фондов Музея истории города никогда не числилось в шедеврах, но без всяких сомнений имеет историческую ценность. Сюжет схвачен автором прямо из окна мастерской Академии. Трагическое событие показано в самом начале катаклизма, когда вода только начала подниматься из канализационных люков на набережную. В процессе расчистки картины выяснилось, что Вахромеев использовал холст, на котором уже был написан портрет жены художника.

«Послереволюционные годы были тяжелыми, с материалами было плохо. Никто не задумывался, что будет дальше», – поясняет преподаватель мастерской реставрации Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Светлана Таратынова.

Музеи-гиганты, подобные Эрмитажу и Русскому, сегодня имеют собственные реставрационные мастерские ,но абсолютное большинство собраний может рассчитывать только на помощь приглашенных специалистов. Ситуация в провинциальных музеях близка к бедственной, и именно с ними старается сотрудничать реставрационный центр Академии.

Профессионализм отечественных мастеров признан повсеместно, но все же утверждать, что в области реставрации мы тоже впереди планеты всей, сегодня было бы преувеличением.

«В современной реставрации акцент переносится на превентивную консервацию, как в медицине. Это большая, кстати, государственная проблема», – отмечает профессор, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств Юрий Бобров.

40-летие создания при Институте Репина реставрационной мастерской Академия отмечает скромной экспозицией с первоклассной живописью и произведениями древнерусского искусства. Под каждой работой можно увидеть название и автора, но не самой картины, а долгой и успешной комплексной реставрации.