24.07.2014 | 10:59

Выставка Hybrid Art приглашает в путешествие по футуристическим мирам

О будущем можно мечтать, а можно создавать его уже сегодня. В путешествие по футуристическим мирам приглашает пятая по счету выставка Hybrid Art, которая открывается на ВДНХ, в павильоне «Оптика». Коллективный авторский вымысел, воплощенный с помощью современных технологий в исторических интерьерах, позволяет зрителям дать волю фантазии и стать героем виртуального фильма, декорации для которого создали главные художники гибридного мира. Рассказывают «Новости культуры».

Оказавшись в пространстве этой выставки, чувствуешь себя как в фантастическом бункере на другой планете, или даже в ином измерении – звуки режут слух, глаза с трудом привыкают к яркому и непривычному холодному свету. Ощущения жизни нет – всё будто создано искусственным разумом, но нет – это дело рук человека, современных художников, а то, что представлено в этом пространстве, названо искусством – пусть и гибридным. Технологические новации на шедевральном уровне.

Изабель Андриессен можно назвать художником-экспериментатором над человеческой психикой. Только лицензии на подобные испытания у неё нет – лишь диплом о художественном образовании. В созданной ею комнате-капсуле с человеком начинают происходить странные вещи. Всё дело в интенсивных зелёном и синем цветах и самой форме пространства.

«Эти цвета бодрят и возбуждают, форма добавляет эффекта, – поясняет художница. – Капсула воздействует на все органы чувств человека и, выйдя из неё, кто-то ощущает лёгкое головокружение, кого-то настигает озарение, у особо впечатлительных могут возникнуть галлюцинации».

Коллегам Изабель по художественным экспериментам над человеческой психикой ради этой выставки пришлось уменьшить свою гигантскую инсталляцию. Почти в два раза. Может оно и к лучшему – слишком резкие, давящие на психику звуки, пульсирующий свет. Но замысел художников всё равно чувствуется – им хотелось создать эффект присутствия в апокалиптическом будущем.

«Мы создаём драматичные аудивизуальные портреты будущего, – рассказывает художник Офер Смилански . – Мы воздействуем на разные каналы восприятия: осязание, зрение, слух. Почему так громко? А как вы хотели? Так и должно быть – вас должно пронзать насквозь».

По-настоящему медитативными после такого грохота и гама кажутся работы Бернда Оппла из Австрии. На экранах – коридоры и комнаты в отелях. Никакого звука. Но, спустя какое-то время эта тишина начинает беспокоить и кажется, будто ты в одном из фильмов Хичкока: вот-вот что-то должно случиться.

«Мне захотелось передать атмосферу тревожного ожидания, – признается Бернд Оппл. – Эта тишина вызывает чувство неопределённости, беспокойства. Вдруг понимаешь, что-то здесь не так, здесь как будто кто-то есть, кто-то дышит. Внимательный зритель поймёт – это не человек, дышит и живёт само пространство».

Один из самых известных перформансов на этой выствавке – нейропсихологический проект легендарной Марины Абрамович. Специальная машина, позволяющая почувствовать себя на одной волне с другим человеком. Двое в капсуле молчат, пытаясь сонастроиться. То, как им это удается, транслируется на экраны в виде аудиовизуальных эффектов.

«Гибридное искусство» – это еще и способ коммуникации художника и зрителя. Это кинетическая инсталляция Микелы Пелусио – она проделала сложную техническую работу, придумала множество концепций, но как, в итоге, будет выглядеть ее инсталляция, решает зритель. Он управляет светом, скоростью, звуком. Делает это с помощью специального пульта – всё очень просто.

Называть это искусством или же просто супертехнологичным, решать, конечно, зрителям. То, что сделано вирутозно и изобретательно – технологические новации на шедевральном уровне.

Новости культуры