24.07.2014 | 10:30

Легендарную картину Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" реставрируют на "Мосфильме"

Историческая лента Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» легла на операционный стол. Над восстановлением картины четвертый месяц работают специалисты киностудии «Мосфильм». Первую серию фильма Эйзенштейн закончил в 1944-м году, и получил за нее Сталинскую премию первой степени. Вторую часть к показу запретили, по идеологическим причинам. Сейчас легендарное кино обретает новую жизнь в современном цифровом формате – High Digital. Как новейшие технологии помогают продлить век классики советского кинематографа – выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

«Иван Грозный» – последняя работа Сергея Эйзенштейна. Закончить масштабное полотно о грозном царе режиссер не успел. Однако образ Ивана Четвертого, показанный в двух частях картины, стал практически хрестоматийным в кинематографе. Как и монтажный прием, придуманный Эйзенштейном – резкая смена света и тени.

«Для Эйзенштейна было так важно изобразительное решение каждого кадра, – говорит научный сотрудник научно-мемориального кабинета-музея С. М. Эйзенштейна Артем Сопин. – Поэтому так важно при реставрации, чтобы был не только технический профессионализм, но и обсуждение в среде киноведов, искусствоведов того, как аутентично передать замысел Сергея Михайловича».

Реставраторы отмечают, что эта картина – самая сложная, над которой они когда-либо работали. Хронометраж первой серии Ивана Грозного около ста минут. Это более, чем 2000 кадров. Над каждым из них ведется кропотливая и тщательная работа, в которую входит несколько различных этапов

Первый – оцифровка пленки в современный формат – HD. Увидев качество оцифрованного материала, реставраторам стал понятен масштаб предстоящей работы.

«Довольно много дефектов: и сильная очень нестабильность кадра, и механических очень много повреждений, сколов, разрыва перфорации, царапины», – поясняет начальник комплекса компьютерной графики киноконцерна «Мосфильм» Виктор Тамазин.

После оцифровки за работу принимаются специалисты по компьютерной реставрации. Начинается так называемая «чистка» картинки и стабилизация каждого кадра. Убираются царапины, грязь, мерцание, возникшие как при съемочном процессе, так и при копировании.

«Существует планшет, ручка, программа, – рассказывает специалист по компьютерной реставрации Татьяна Кузнецова, – соответственно все недостающее, то, что вот здесь, я беру из соседних кадров, все краски, весь восстановительный процесс ищу, подбираю цвета, вот также как здесь – глаз, нос, все выровнять»

Цветокоррекция. Особый этап реставрации. Специалисты признаются – работать с черно-белым изображением гораздо сложнее, чем с цветным.

«Нужно получить так, чтобы было красивое изображение – как на черно-белом, ты как будто бы видишь цветное», – поясняет специалист по цветокоррекции Ирина Агафонова.

После цветокоррекции можно увидеть почти готовый результат. На экране кадры до и после реставрации. Пока этот видеофрагмент существует без звука. Восстановление голосов и шумов начнется после того, как все 12 частей отсканированной кинопленки будут обработаны. Команда реставраторов надеется закончить работу к августу 2014 года, чтобы картина вышла на телеэкраны в свой 70-летний юбилей.

Новости культуры