23.07.2014 | 14:59

Премьера. "Те, с которыми я… Андрей Смирнов". Авторская программа Сергея Соловьева

3 августа на телеканале "Россия К" в рамках авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" – премьерный документальный фильм о режиссере Андрее Смирнове (20:35). В 21:00 в эфире – художественный фильм Андрея Смирнова "Осень".

Премьерный фильм из авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я..." (3 августа, 20:35) посвящен режиссеру, сценаристу и драматургу Андрею Смирнову. Автор культовых фильмов "Белорусский вокзал", "Осень" и "Жила-была одна баба" – однокурсник Сергея Соловьева по ВГИКу (мастерская Михаила Ромма). "Когда я только поступил в мастерскую, он ее уже окончил. Он был практически первым профессиональным режиссером, с которым мы как-то сразу сошлись", – рассказывает Сергей Соловьев.

С самого начала творческого пути Андрей Смирнов не умел и не хотел быть конформистом. Сначала он поразил студентов своей курсовой работой "Эй, кто-нибудь!", которую снял вместе с Борисом Яшиным. "Это была очень эффектная картина. Андрей пригласил меня на одно событие – просмотр и обсуждение его дипломной работы в МГУ. С нами поехал еще звукооператор Яков Харон. Кроме того, что он был блестящим оператором, он еще ясно, умно и по делу говорил, что собственно и выяснилось на том собрании, где его слушали с открытыми ртами, в том числе и я. Когда я спросил Андрея, кто такой Харон. Он возмутился: "Это человек! Он отсидел за правду!" Харон действительно был посажен по доносу. Поэтому у него была мужественная и здравая ориентация в обществе. А Андрей это всегда просто обожал!"

Первая серьезная самостоятельная работа Андрея Смирнова – короткометражный фильм "Ангел" – двадцать лет пролежала на полке и вышла только в 1988 году в составе альманаха "Начало неведомого века". "Я был в Ленинграде и меня пригласили смотреть новую работу Андрея Смирнова. Полтора часа я смотрел совершенно грандиозный материал. И я просто обалдел от того, как можно так снимать! Я был сражен и сбит с толку этим материалом. До сих пор не понимаю, где Смирнов его нашел. Нечеловеческий актерский цветник был собран в этой картине! Но что самое главное – картина была снята абсолютно гениально. Поразительный сюжет, поразительные актеры, которых снимает поразительный режиссер! И на нашего Смирнова я уже смотрел как на большого режиссера с мировым именем. Это был и операторский дебют Паши Лебешева. Считается, что то, как ты обрезаешь крупный план, указывает, есть ли в тебе художественно-выразительная породистость или нет. Лебешев, к слову, оказался невероятно породистым! И вот эта поразительная работа накрылась медным тазом. И накрыл ее выпускник нашей мастерской – режиссер и сценарист Григорий Чухрай, назвав картину "незрелой". Одно дело, когда такие слова произносит невесть откуда взявшийся начальник, с богатым бюрократическим прошлым, но когда такое говорит твой же товарищ?! От безысходности, в том числе и материальной, Смирнов стал снимать документальный фильм о французской певице Жаклин Франсуа".

В 1970 году на экраны вышел художественный фильм "Белорусский вокзал". Более 40 лет "Белорусский вокзал" остается одним из лучших фильмов, посвященных теме Великой Отечественной войны. Фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах (1971). "Одна из классических картин советского кино. Картина исключительного человеческого благородства. Когда фильм вышел на экраны – это было настоящее всеобщее потрясение. Некий Смирнов, снимавший антисоветчину на экспериментальной студии, снял "солнце эпохи".

После знаменитого "Белорусского вокзала" была еще мелодрама "Осень" (3 августа, 21:00) и драма "Верой и правдой". Фильмы имели успех у зрителей, но Смирнов, не согласный с тем, что его ленты подвергаются цензуре, перестал снимать… Переквалифицировавшись в драматурга, Андрей Смирнов создал несколько пьес. По его сценариям было снято в нашей стране три картины, сам он снимался в фильмах у Алексея Учителя и Андрея Звягинцева, но все это время, по словам самого Смирнова, продолжал оставаться кинорежиссером.

Вернувшись в режиссуру после почти 30-летнего перерыва, Андрей Смирнов снял по собственному сценарию исторический фильм "Жила-была одна баба" о событиях Гражданской войны и Тамбовского восстания, показанных глазами крестьян. Картина была показана на XIX кинофестивале "Окно в Европу" (Выборг) и в конкурсной программе XXV Фестиваля мирового кино в Монреале. "Он снял "Жила-была одна баба" и пригласил меня посмотреть. Я увидел мощную, противоречивую, честную, страшную и очень красивую картину. Единственное что бы я изменил, будь эта картина моя, то я бы снял ее черно-белой, и тогда она заиграла бы по-новому. Какой же невыносимый вой поднялся вокруг этой картины! Писали, что Смирнов снял пасквиль на Россию. Господа, какой такой пасквиль?! Россия так устроена! Нагнетать эмоции и страсти не стоит, нужно думать, как в этой стране жить по-человечески! И картина Смирнова – это стон о нормальности. Уильям Фолкнер написал об этом: "Привилегия состоит в том, чтобы, возвышая человеческие сердца, возрождая в них мужество и честь, и надежду, и гордость, и сострадание, и жалость, и жертвенность – которые составляли славу человека в прошлом, – помочь ему выстоять".

В программе использованы фрагменты художественных фильмов Андрея Смирнова, фото- и видеоматериалы из его личного архива.

Пресс-служба телеканала "Россия К"