23.07.2014 | 12:35

Выставка работ латвийского художника Юриса Юрьянса

В Москве, в галерее искусств Зураба Церетели, открылась выставка латвийского художника Юриса Юрьянса. Про его картины можно сказать, что они, хотя и не на вес золота, но имеют вес золота. Художник использует довольно редкую в наши дни технику, известную со времен Византии. Автор считает, что произведение искусства должно содержать послание и воздействовать на подсознание. К этому же отсылает и заглавие экспозиции – «На крыльях совы». Представлены семь десятков работ. Рассказывают «Новости культуры». 

Двенадцать сортов золота - алюминий, медь, серебро. Кажется, Юрис Юрьянс нашел применение многим металлам таблицы Менделеева. Не только на холстах - на рамах, обрамляющих этот сияющий мир экзотических цветов и обнаженных женщин. Микронные золотые и серебряные пластины в сочетании с красками капризны – реагируют на любое колебание воздуха – деформация происходит от резкого движения, даже звонка телефона. В эпоху Возрождения эту технику использовали с большой осторожностью. Тогда в Голландии художников безжалостно штрафовали за нарушение технологии. Но Юрис Юрьянс уже не может без этого золотого сияния на холсте, чем-то напоминающем икону. С одной стороны, он темный, с другой, - светлый. Он мигает, как бы живой, как существо», - объясняет Юрис Юрьянс.

Зураб Церетели сразу сказал «да», увидев каталог художника. Отдал под экспозицию четыре зала галереи искусств, чтобы публика смогла оценить это буйство цвета, золотых ню, чем-то напоминающих картины Густава Климта. Но, в отличие от австрийского гения, Юрис не пишет с модели, считая абсолютную фактуру женского тела уделом гламурных журналов. Только в конце работы ню обретает реальные женские черты. Кто это, зрители никогда не узнают. «Это должен быть светлого ума и светлых мыслей человек. Я стараюсь прикосновение любви показать», - говорит Юрис Юрьянс.

Совы на картинах олицетворяют мудрость, единственные птицы в его придуманном мире. Шуты с лицом самого художника говорят на равных с королем и нищим. Золотые ангелы, несуществующие цветы, в которых тонут прекрасные женские тела.

«Этот золотой компонент придает некоторую сакральность этим вещам, превращая их в объект поклонения», - объясняет академик Российской академии художеств Андрей Толстой.

Да и для самого художника живопись, как икона, икона времени. «Когда работаешь с пластинками из золота, нельзя делать лишних движений, дышать и даже моргать», - уверяет Юрис Юрьянс. А вот смотреть на эти картины – можно и даже нужно.

Новости культуры