23.07.2014 | 11:32

В Третьяковской галерее готовится выставка работ Симона Ушакова

Подлинники требуют атрибуции и реставрации. Поэтому подготовку к масштабному выставочному проекту 2015 года, посвященному Симону Ушакову, Третьяковская галерея начала уже сейчас. Дело в том, что икон кисти мастера до нашего времени дошло немало, однако почти все они скрыты под более поздними изображениями. Чтобы разобраться с авторством, реставраторам приходится исследовать каждый экспонат. Рассказывают «Новости культуры».

Последние годы в адрес самых разных российских музеев звучали обвинения в том, что в их собраниях немало подделок. Чтобы пресечь даже возможность подобных разговоров в отношении готовящейся выставки икон Симона Ушакова, Третьяковская галерея решила заранее провести масштабные исследования собственной коллекции. Тщательному анализу будут подвергнуты все иконы, приписываемые знаменитому русскому иконописцу. Специалисты уже изучают древний образ Спаса Нерукотворного. Эта икона поступила в Третьяковскую галерею в 30-е годы ХХ века из Троице-Сергиевой Лавры. Искусствоведы были готовы к тому, что авторство Ушакова не подтвердится.

«Она находилась под плотным желтым лаком – вот здесь видны фотографии, сделанные до реставрации, видно, насколько это было загрязнено – лак плюс грязь, – говорит художник-реставратор Дмитрий Суховерков. – Кроме того, на лике были остатки записи. Запись это более поздняя краска».

Подпись на оборотной стороне, как выяснилось, сделана спустя несколько столетий после смерти Ушакова. Икону исследовали с помощью ультрафиолета, инфракрасного света, просвечивали рентгеном. После удаления позднейших записей и следов реставрации XIX века, реставраторы пришли к однозначному выводу. Это подлинные краски Симона Ушакова. Более того, именно эту икону теперь считают эталонным произведением мастера.

«Сейчас это раскрытая авторская живопись XVII века Симона Ушакова, – поясняет Дмитрий Суховерков. – Вся подпись осталась и подпись абсолютно подлинная, ее мы рассмотрели под микроскопом. И вот это живописи Симона Ушакова в ее первозданном виде».

Симон Ушаков был одним из самых известных мастеров Оружейной палаты. Иконы этой мастерской отличает высокий художественный уровень, так как большинство выполнялось по царскому заказу. Однако в Третьяковке надеются рассказать о Симоне Ушакове на только как об иконописце.

«Симон Ушаков писал не только царские заказы, по заказу своего покровителя Хитрово, он делал полковые знамена, создавал игрушки, делал интерьеры, обучал мастеров, оценивал их деятельность, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Наталия Шередега. – То есть по сути дела, поднял уровень и зарепил критерии оценки художественных достоинств мастеров, которые обслуживали не только патриаршие царские заказы, но распространяли деятельность на всю страну».

Экспертизу в обязательном порядке должны будут пройти иконы из всех музеев и частных коллекций, которые согласились принять участие в будущей выставке. При этом в самой Третьяковке говорят, что главная цель подобных исследований, не громкие разоблачения, а выявление особенностей письма Симона Ушакова, на основе которых будет создана научная база.

«Мое горячее убеждение, что мы должны знать правду, – считает Дмитрий Суховерков. – Какой бы она не была. Это, во-первых. Во-вторых, тут даже большая неприятность – это ошибка. Даже при комплексном исследовании могут быть ошибки. Это вполне возможно. Но при дальнейшем развитии техники, эта ошибка может быть исправлена в будущем».

Третьяковская галерея иконы Симона Ушакова не только атрибутирует, но и реставрирует. Все тонировки делаются исключительно в местах утрат древней живописи, и только легко смывающимися акварельными красками. Такая бережная реставрация – залог того, что в будущем у реставраторов и искусствоведов не возникнет вопросов по поводу авторства этих икон Симона Ушакова.

Новости культуры