22.06.2011 | 10:21

Ожившие голоса Второй мировой

Размышляя о проблеме исторической памяти, современные российские исследователи часто называют Великую Отечественную «незаконченной» войной – по аналогии с непреодоленной «психологической травмой». Только осознание общей трагедии может объединить людей. А к «общему» можно прийти через частное. Переписка граждан разных стран в годы Второй мировой стала документальной основой международного театрального проекта «Реальная война». Среди его участников - студенты школы-студии МХАТ, Государственная радиовещательная компания «Радио России», а также немецкие историки и журналисты. Премьера уникального спектакля состоялась в Москве, а уже через неделю его увидят в Штутгарте. Рассказывают «Новости культуры».

Все началось шесть лет назад, когда к 60-летию Победы в Великой Отечественной, в рамках радиопрограммы Лариса Катышева начала сбор фронтовых писем. Тогда в редакцию посыпались сотни документальных свидетельств со всей страны. Затем подключились журналисты из BBC, ARD и DW (Дойче Веллер), и военная переписка стала основой радиоспектакля «Реальная война». В нем приняли участие известные российские актеры, и даже посол США в Российской Федерации Джон Байерли, прочитавший письма своего отца.

«Как еще можно рассказать о блокадном Ленинграде, когда женщина пишет своему мужу, что нечем кормить ребенка и осталось полпеченья, а ребенку полгода и нет никакой еды? Это реальная война, и все понятно», – говорит автор проекта Лариса Катышева.

Теперь письма читают на театральной сцене, правда, не профессиональные актеры, а студенты третьего курса школы-студии МХАТ. Реальная война глазами современников – на кухне, в столовой, среди кастрюль, ложек и кружек.

«Во многих письмах каждый кусок хлеба, 10 грамм сливочного масла, которым заправляли суп – счастье 8 дней. Во время войны все это приобретает первоначальное значение», – говорит режиссер Евгения Беркович.

Петербурженка Евгения Беркович знает о войне от дедушки с прабабушкой, которые пережили блокаду. Говорит: у войны нет срока давности. Режиссер объединила в спектакле реальные письма второй мировой и античный эпос – отрывки из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера и «Энеиды» Вергилия.

«Когда долго внимательно читаешь Вергилия – узнаешь: Эней потерял жену, у Гектора тоже была мама, у Ахиллеса были друзья, которые тоже гибли», – рассказывает режиссер.

Русский солдат пишет жене и детям, американец рассказывает невесте о фронтовом Рождестве. Мать британского новобранца просит королеву совершить чудо и вернуть сына домой. Всего в постановке – 19 писем.

«Я буквально потрясен, – делится впечатлениями ветеран ВОВ Александр Масарский. – Потому что все эти письма – это то, что я пережил, я знаю, жил в то время, был свидетелем всего этого. Знаю боль детей, родителей, эту переписку, наполненную страхом, ужасом, ожиданием, надеждой».

Со сцены то кастрюльный набат, то рэп, то пение а капелла. Актеры говорят: о войне знали от своих стариков. Но теперь еще и сами как будто пережили ее.

«Когда ты в руках держишь историю судьбы человека, погибшего во имя того, чтобы дать тебе жизнь, то ты ценишь его слова, и они становятся для тебя очень важными. Я до этого ничего этого не знал», – говорит актер Роман Шмаков.

Спектакль «Реальная война» – международный проект. Отыграв в России, студенты отправятся в Германию.

«Это очень важное событие для Германии, потому что исполняется 70 лет со дня начала Великой отечественной войны в России, а немецкие школьники знают очень мало о Второй мировой войне»,  – говорит Георг Порншлегель, организатор европейского культурного клуба.

Впрочем, и наши российские школьники откроют для себя много нового. То, что не вошло ни в один учебник истории.