22.06.2011 | 10:46

На Конкурсе имени Чайковского в борьбу за награды вступают вокалисты

Сегодня на XIV Международном конкурсе имени Чайковского в Петербурге начинаются прослушивания первого тура конкурса вокалистов. По традиции, певцы вступают в состязание последними, как говорится, по номеру, но не по значению. Это обусловлено форматом их конкурсной программы – она чуть короче, чем у инструменталистов. Но критерии судейства те же: члены жюри будут искать идеальное сочетание техники и артистизма, и надеяться открыть новую звезду. Рассказывают «Новости культуры».

Покупка сувениров как ритуал, который ни в коем случае нельзя откладывать на последний день. Первые часы в Петербурге Рената Скотто проводит именно так.

«Каждый раз, когда я бываю в России, обязательно покупаю подарки себе и близким, – говорит Рената Скотто. – У меня есть огромная матрешка. А еще я очень люблю русские иконы. В них есть какая-то завораживающая красота».

Так и не получившая специального образования, она будто родилась оперной дивой. Скотто не было и двадцати, когда ей рукоплескал Ла Скала. В 57-м она окончательно займет свое место на оперном Олимпе. Экстренно заменит саму Марию Каллас: за два дня выучит партию Амины в «Сомнамбуле» Беллини. А в 64-м произведет фурор уже в Москве. Гастроли Ла Скала – в Большом театре. В эту «лукавую леди бельканто», так Скотто до сих пор называют в Италии, тогда влюбился каждый, кто хоть краем уха услышит ее дивный голос».

«Москва казалась мне тогда такой спокойной, – вспоминает Скотто. – Я говорю о жизни в городе. Но что творилось внутри Большого театра! Это был настоящий вулкан. Я никогда не забуду, какой теплый прием нам оказали».

Тогда, в 64-м, в зрительном зале Большого была и Елена Образцова. И подумать никто не мог, что именно она будет соревноваться с самой Скотто в долголетии на оперной сцене. Исполнив партию графини в «Пиковой даме», она спешит в гримерную. Признается: в эти дни как никогда свежи воспоминания об одном из самых главных событий жизни – Конкурсе Чайковского. Тогда, в 70-м, она только гадать могла, чем именно так покорила жюри. Теперь же сама четко знает, как можно покорить уже ее саму.

«Для меня главное, чтобы был божий дар у человека, чтобы у него было свое персоналити, то есть, чтобы он был не похож на других, чтобы это было что-то такое своеобразное и с божьим поцелуем», - говорит Образцова.

Этот питерский воздух она, как и сорок лет назад, вдыхает полной грудью. Райна Кабаиванска в Северной столице давала только один концерт. Теперь вот снова дебют – в жюри на Конкурсе Чайковского.

«Большие голоса сегодня идут только из России и из Азии, может быть, потому, что они не жили в роскоши» – говорит Райна Кабаиванска.

Дочь врача и учительницы, она знает, о чем говорит. В начале 60-х, оказавшись в Италии, без знания языка, она за четыре дня выучила главную партию в «Беатриче ди Тенда» Беллини. Но главным композитором жизни для Райны остается Пуччини. Ее исполнение «Тоски» в дуэте с Доминго и «Чио-чио-сан» до сих пор остаются эталонными в оперном мире.

«Мне не нравятся певцы, которые только поют, только делают красивые звуки. Мне нравятся артисты», - говорит оперная дива.

Искать артиста, который будет сиять на оперном небосклоне, так же ярко, как продолжают сиять они, члены жюри конкурса, начнут уже сегодня.
 

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>