22.07.2014 | 10:00

Печать. 22 июля 2014

Сегодня открываются «Шукшинские дни на Алтае». В этом году смотр приурочен к 85-летию со дня рождения писателя, актера и режиссера Василия Шукшина, пишет «Огонёк». Основные мероприятия пройдут в Барнауле. Сегодня здесь откроется 15 Всероссийский шукшинский кинофестиваль, а в Театре драмы состоится мировая премьера симфонической сюиты Эдуарда Артемьева «Мастер». Другие темы печатных изданий – в обзоре «Новостей культуры».

***
«Война, покончившая с миром» не привлекает никакого особенного внимания. К такому выводу приходит «Коммерсант», публикуя отчёт о посещении развёрнутой в Мультимедиа Арт Музее экспозиции, посвященной юбилею одного из главных событий в европейской истории прошлого века. В действительности, поясняет своё наблюдение издание, Первой мировой войны в российском культурном сознании не существует. Она – то ли прелюдия к революции, то ли репетиция Второй мировой со скромными, бутафорскими средствами. Это событие – где-то глубоко на периферии коллективной памяти. Но, если вдуматься и всмотреться, то в выставке мы увидим много любопытного. Тут плакаты, агитация, журналы, кинохроника, но в основном – фотографии. Работы газетных репортеров и любителей. Парадные и совсем неприглядные. Сенсационные и, наоборот, тихие, фиксирующие вроде неважные детали, случайные обстоятельства. Они все невероятно интересные, есть замечательные, и несколько – невероятных. Ради них стоит посмотреть эту выставку, даже не рассчитывая привести историческую память в порядок.

***
Авиньонский театральный фестиваль вступил в свою завершающую стадию, хотя еще месяц назад немногие верили, что главный театральный форум и гордость Франции не то что дойдет до финиша, а вообще состоится – напоминает «Московский комсомолец». На этот раз, по мнению издания, на фестивале социальное обострение, что чувствуется на каждом спектакле. Перед началом или после обязательно звучит обращение к зрителям: в живом или закадровом исполнении, но обязательно креативное. Вот например, как это выглядело после (внимание) детского спектакля, оригинальным образом разработавшего тему расового неравенства среди подростков. Как только он закончился, на экране появилась актриса, слова которой иллюстрировала анимация. «Для того, чтобы мы могли показывать вам спектакли, у нас есть система, которую придумали наши родители – это система социальной защиты. Но представьте себе, что если этой системы не будет, то вся эта конструкция рухнет как карточный домик. И тогда исчезнет картинка и изображение. Как вам лучше?» И на экране разом разваливаются рисованные человечки, а по глазам бьет вспышка.

***
«Российская газета» заглянула в Музей Вадима Сидура. Совсем недавно он открылся после реконструкции и представил одну из самых серьезных коллекций скульптора с мировым именем. Выставка интересна тем, что помогает не только узнать «манеру» скульптора (менявшуюся в течение жизни), но и войти в его мир. Тот самый, о котором он говорил: «Мир без человека мне не интересен». Один из самых невероятных его памятников – это «Памятник погибшим от любви». Камерное пространство Музея Сидура построено так, что усиливает силовые линии напряжения, созданные работами мастера. Чем страшнее, безмолвнее, безымяннее деревянные столбики-фигурки «Бабьего яра», тем ярче, горячее сияние аскетичных «Адама и Евы», расписанных солнечной гуашью по дереву, тем беззащитнее нежность его «Танца»... Здесь, вдруг понимаешь, что Сидур мастер лирический, чьи работы полны юмора и страсти...

Новости культуры