21.07.2014 | 10:26

В Ереване завершены показы и вручены награды кинофестиваля "Золотой абрикос"

«Золотые и серебряные абрикосы» вручены на Международном ереванском кинофестивале. Конкурс проходил в четырех номинациях. Победителем «Игрового кино» стал фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Обладателем «Абрикосовой косточки» среди «короткого метра» назвали ленту палестинца Омара Роберта Гамильтона «Хотя я знаю, что река сухая». Лучшая документальная картина – «Каменная река» итальянца Джованни Донфранческо. В «Армянской панораме» наградили две работы – «Теваник» Дживана Аветисяна и «Молочный брат» Ваграма Мхитаряна. О том, как в столице Армении встречаются разные кино-традиции – рассказывают «Новости культуры».

Арарат. Один из главных символов Армении сегодня располагается на территории Турции. За свою долгую историю Армения много теряла и приобретала. Вокруг возникали и исчезали народы и государства. Между востоком и западом, между Европой и Азией. Армения является перекрестком культур как минимум 4506 лет. Такой сейчас год по традиционному армянскому календарю.

Между Арменией и Турцией нет дипломатических отношений. Культурный диалог – альтернатива официальным контактам. В рамках «Золотого абрикоса» действует уникальная армяно-турецкая кино-платформа. Рассматривают сценарные заявки, где в человеческих судьбах – история двух народов.

«Мой главный герой – композитор Тигран Чухаджан, – рассказывает кинорежиссер Месут Туфан. – Основатель армянского музыкального театра, вообще автор первой оперы в истории востока – родился в Константинополе. Это наша общая история».

Знаменитый корейский режиссер Ким Ки Дук, у которого на фестивале ретроспектива, в Армении впервые. Перед приездом много прочел о стране. В Ереване его тронула городская скульптура: во всем ощущает внутреннюю, затаенную боль. Считает, то же самое – и в душе корейцев.

«Внешние отличия совсем не так важны, как часто кажется, – отмечает Ким Ки Дук. – В моих фильмах многое связано с корейской историей и с корейской культурой, но считаю для зрителей из других стран это не преграда. Глубинные переживания у нас одинаковы. Люди, от которых что-то зависит, должны сосредотачиваться на общем».

Израильский режиссер Амос Гитай только что получил письмо с официальным приглашением на 71-й Венецианский фестиваль. Повезет первую за последние полвека в мировом кинематографе картину на языке идиш.

В Ереване его ретроспективу открывает лента «Ана Арабия» – о еврейке, пережившей Холокост и принявшей ислам. Гитай любит наблюдать, как по-разному смотрится фильм в разных странах.

«По образованию я архитектор, – рассказывает Амос Гитай – Моим увлечениям всегда были мосты. В кино я тоже навожу мосты. Ведь мир меняют не изобретения, не новые механизмы, а идеи. Я верю, что кино – реальная возможность что-то изменить».

Одна из целей фестиваля – собрать ярких представителей нации, которые живут в других странах. Голливудский актер Кен Давитян родился в Америке. Английский – его основной язык. В проектах фабрики грез чаще всего играет итальянцев. Но уверен, у любого этнического армянина есть узнаваемая энергия.

«Все армяне живут сердцем, – считает Кен Давитян. – Мы сначала чувствуем, и только потом все остальное. Еще мы умеем получать удовольствие, чем бы ни занимались. В таком случае, согласитесь, работа – это уже не совсем работа».

В рамках фестиваля – сессии питчингов, организация ко-продюссерских проектов, мастер-классы. Балансируя между делом и праздником – стремятся сделать фестиваль полноценной деловой площадкой.

«Золотой абрикос» – метафора с глубоким смыслом. Фестиваль стремится сеять семена. Тут ощущается ностальгия по великим временам Большой Армении. Лучшие силы страны стремятся обеспечить культурный ренессанс. В том числе и в кино. Все понимают – для этого нужно очень много. Но символичные семена «Золотого абрикоса» падают на благодатную почву.

Новости культуры