21.07.2014 | 09:18

Музей Вадима Сидура открылся после реконструкции

В Москве отремонтирован и снова открыт для публики музей Вадима Сидура, выдающегося скульптора, 90-летие со дня рождения которого отметили 28 июня. Сидур никогда не примыкал к группам, работал уединённо. За званиями тоже не гнался, даже выставок на родине у него практически не было. Советские власти Вадима Сидура не признавали, держали в положении изгоя. Через три года после смерти скульптора, в 1989-м в Москве появился музей. В минувшую пятницу начался новый этап его истории. Рассказывают «Новости культуры».

В 2011-м музей Вадима Сидура вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Манеж». Год спустя его официально закрыли на ремонт, но работы не начинались - судьба музея была под вопросом. Всего полгода назад было решено отложить капитальный ремонт, в кратчайшие сроки сделать косметический - и открыть экспозицию к юбилею мастера.

«Поменяли проводку, полы, здесь были протечки крыши и грибок – все это было ликвидировано, – рассказывает арт-директор МВО «Манеж» Андрей Воробьёв. –
Освежили более 250 произведений Сидура и столько же графики, мы решили показать максимально».

«Советский последователь французского неодадизма», «Русский Генри Мур» – так называют мастера за рубежом. Около десяти крупных скульптур установлены в разных городах мира. На родине Сидура признали только после смерти, в советскую систему он не вписался. Хотя в начале пути ему часто доставались крупные госзаказы. Но после разгромной выставки в Манеже в 62-м, Сидур резко меняет жизнь.

«Он понял, что не будет публичным художником, – говорит куратор выставки Ирина Реховских, – он решил уйти в подполье, и это спасло его как художника. Он не приспособился ни к одному из явлений, он уходит в подвал без окон. У него не было ни одной выставки почти при его жизни, и он намеренно это делает и начинает завторнчить».

Постоянную экспозицию назвали «В поисках человека». Одна из главных тем скульптора – пограничное состояние между жизнью и смертью. Что это такое, Вадим Сидур узнал в 19 лет на фронте, где получил тяжелейшее ранение в лицо. Долго восстанавливался, всю жизнь рефлексировал на тему хрупкости человеческой жизни. Травмы юности отразились и в его творчестве.

«Я это называю автопортретом, потому что он долго ходил так, без лица – только забинтованная голова полностью, – рассказывает Ирина Реховских, – и это был экзистенциальный период, он на пороге смерти был».

Вершина творчества Сидура, самый знаменитый его проект – «Гроб-арт». Это не только объекты, выполненные из хлама, много лет хранящегося в мастерской Сидура, но еще и целая философия, основной тезис которой – каждый из нас мог не родиться, но умереть должны все. Надрывное, метафоричное, откровенное искусство. Играя с формой, Сидур стремился к тому, чтобы более достоверно показать суть человека.

Новости культуры