16.07.2014 | 09:50

Первая в России выставка всемирно известного фотографа Шигеру Йошиды открылась в Москве

В столичном центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка работ японского фотографа Шигеру Йошиды. Желающим побывать на ней стоит обратить внимание на то, что в древности в японском языке не было слова «природа». В японской культуре природа не противопоставлялась человеку, он был её частью. Такое отношение к миру там поддерживается до сих пор. Особенно остро это ощущается в фотографиях Шигеру Йошиды. Его работы впервые выставляются в России. Экспозицию под названием «Барьеры» в центре имени братьев Люмьер открыл сам автор. Рассказывают «Новости культуры».

Шигеру Йошида – не просто фотограф и путешественник. Он называет себя настоящим странником. Вступлением к выставке стали его размышления о молитве.

«Я посвятил свою серию именно молитве и именно о ней я говорю в своем творчестве», – говорит фотограф.

В поисках «большого дерева в этом мире» (так называлась его первая серия фотографий) он побывал в Европе, в США, в Австралии и даже на Мадагаскаре. Но с 2011 года в объективе мастера преимущественно родная Япония. На протяжении трех лет Шигеру Йошида фотографировал свою страну, пережившую страшное цунами. Выставка «Барьеры» – это двадцать два снимка моря после буйства стихии. Разбитые лодки и обломки скал, окутанные морской пеной; горящие вдали маяки и минимум людей на фотографиях. Это один из немногих снимков, где они все-таки изображены. Но многоместная лодка – лишь маленькая точка в бескрайнем море.

«Когда я пришел на берег фотографировать, я увидел людей прямо посреди моря, – рассказывает Шигенру Йошида. – Они молились и взывали к морю. Просили мира для людей. Для большинства людей вода – это нечто прекрасное. Но для нас это еще и то, чему можно молиться. Мы молимся природе».

Шигеру иногда называют «японским Микеладжело фотографии». В печати своих снимков он опирается на принцип создания ренессансных фресок. Тех, что изображены на стенах Сикстинской капеллы. В сочетании с современной печатью, старая технология приобретает новый смысл.

При такой технологии на бумагу первым делом наносится негашеная известь. Уже потом производится печать самой фотографии. При взаимодействии этих двух слоев происходит химическая реакция. Именно она позволяет такому снимку храниться не менее ста лет в первозданном виде.

Но Шигеру говорит, технология печати – это лишь маленькая часть всего процесса. Каждая серия фотографий для него – философия. Так, например, это не просто сохранившаяся часть здания посреди моря. Для него ворота между миром земным и духовным, через которые прошли все японцы, когда оказались на грани жизни и смерти. Этот посыл будет понятен в России, уверен Шигеру.

«Я бы хотел фотографировать и в России, – говорит Шигеру Йошиду. – Здесь, в Москве прекрасно. Здесь прекрасные виды. И даже в Москве много парков и красивых деревьев».

Работа над созданием экспозиции «Барьеры» на этом не заканчивается. Шигеру Йошида, уверен: художнику подвластны любые стихии.

Новости культуры