23.06.2011 | 11:14

Членам жюри Конкурса имени Чайковского необходим абсолютный "человеческий" слух

Пианисты начинают борьбу в полуфинале Конкурса Чайковского. Теперь им предстоят выступления с камерным оркестром. Это новация нынешнего состязания. Волнение испытывают не только конкурсанты, но и судьи. В этом признаются и самые опытные члены жюри, и «дебютанты», которым впервые приходится решать судьбу коллег-музыкантов. Рассказывают «Новости культуры».

Михаил Воскресенский хорошо помнит почти все конкурсы, начиная с самого первого. Музыкант не только открывал для себя вместе с другими меломанами новых звезд, но и имел возможность наблюдать за работой арбитров. А с 1978-го конкурс Чайковского стал и его работой тоже.

Конкурс Чайковского, выдержав все нелегкие испытания, выпавшие на его долю и бережно сохранив традиции, стал отвечать теперь самым современным требованиям, предъявляемым к соревнованиям музыкантов.

«Благодаря Валерию Абисаловичу Гергиеву, который взял управление будущим конкурсантов, победителей, в свои руки, я надеюсь, что конкурсанты, победившие на конкурсе Чайковского, будут иметь настоящую мировую карьеру», - говорит Михаил Воскресенский.

Триумф Дениса Мацуева в 98-м году запомнили многие. Сегодня музыкант меняет амплуа – он среди строгих, но справедливых судей.

«Очень странные ощущения, потому что, практически недавно ты сам был на месте участников и тут надо выходить вместе со многими мэтрами, которые уже матерые и выдающиеся пианисты и уже имеют опыт сидения в жюри», - говорит пианист.

Мацуев признается, ему здесь особенно непросто. Он еще не отвык от участия в конкурсах, хорошо помнит, что такое выходить на сцену в каждом туре, поэтому за участников нынешнего конкурса волнуется.

«Конечно, я буду переживать, я буду представлять себя на их месте, – говорит Мацуев. – Это ощущение, которое я испытываю каждый день. И самое главное, я хочу пожелать всем участникам абсолютно абстрагироваться, хотя я понимаю, что это очень сложно, абстрагироваться, что вы играете на конкурсе».

Такой профессии, как член жюри, в общем-то, не существует. Это просто сложная и ответственная работа для музыканта – изматывающая, нервная, требующая огромной концентрации. Из-за усталости судьи даже попадали в курьезные ситуации.

«Среди членов жюри бывают очень пожилые люди, которые во время исполнения вдруг начинают спать, иногда даже храпеть, и это ужасно, – говорит Михаил Воскресенский. – Так что, я очень рад, что, по-моему, на этом конкурсе у нас будет молодое жюри, за исключением меня, но я не сплю».

Тем же, кто выходит на сцену, совсем не до сна. Что только не рассказывают конкурсанты – бессонница сменяется потерей аппетита. В эти дни напряжение становится просто невыносимым.

«А это борьба своеобразная, борьба в первую очередь нервов. Потому что люди, которые обладают тонким складом души, тонким талантом, они не всегда могут настроиться в нужный момент и показать свою лучшую игру», - полагает Денис Мацуев.

Такие срывы случались. Для того чтобы их избежать надо определенным образом настроиться. Старейший член жюри Михаил Воскресенский и новый арбитр Денис Мацуев готовы поделиться своими взглядами на то, о чем должен думать конкурсант.

«Играть на рояле – это работа всей жизни, это философия всей жизни, вы через свои концерты передаете виденье мира, видение искусства, интерпретацию искусства. Это замечательная профессия», - говорит Воскресенский.

«Как я настраивался в свое время, я просто воспринимал членов жюри, как простую публику. Не как каких-то грозных судей, которые ждут, не дождутся, когда ты ошибешься. А наоборот желают тебе добра», - считает Мацуев.

Этими советами остается только воспользоваться. И что бы ни случилось, чем бы не увенчалось выступление нужно помнить о том, что сказал когда-то в напутственном слове участникам конкурса Чайковского великий Дмитрий Шостакович: «Пусть музыка будет главным победителем в вашем соревновании».

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>