16.07.2014 | 19:11

"Евгений Онегин" как драма приобретений и потерь

Михайловский театр завершает оперный сезон премьерой «Евгения Онегина». Спектакль Андрея Жолдака двухлетней давности – опус резонансный, спорный и удостоенный «Золотой маски» – сменит постановка Василия Бархатова. Молодой худрук оперы Михайловского театра продолжает работать в манере «бархатных революций» – партитуру не цензурирует, но визуальный ряд осовременивает принципиально. До премьеры остался один день. Рассказывают «Новости культуры».

Авангардная постановка украинского режиссера Андрея Жолдака сейчас на длительных гастролях во Франции. Вместо нее в репертуаре – новый «Евгений Онегин». Директор театра Владимир Кехман не скрывает своей любви к поэме Пушкина. Говорит, в Михайловском эту оперу будут ставить каждые два года.

«Это мое любимое произведение, – признается генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман, – а второе – это то, что мне кажется, это важно для молодежи. Это история настолько трогательная, что без нее поход в театр лишает огромного количества эмоций».

В отличие от постановки Жолдака, где ставка была сделана на визуальные эффекты и провокацию, для Василия Бархатова главное – это психология взаимоотношений между героями. Действие своего спектакля он переносит в наши дни. История, написанная Пушкиным почти 200 лет назад, становится актуальной для современного зрителя.

«Молодой человек в определенном возрасте не готов ради любимой женщины потерять то, чего он еще не знал, – говорит Василий Бархатов. – А женщина уже в определенном возрасте даже сильно любя не готова терять то, что у нее есть сейчас. Я не имею в виду материальные блага. Я имею в виду изменить ту жизнь, которая только начала складываться».

Кем бы могли быть сегодня Евгений Онегин и Татьяна Ларина – режиссер предоставляет зрителю возможность размышлять на эту тему самостоятельно. Василий Бархатов не выходит за рамки классической партитуры, написанной еще Чайковским. Тем более что композитор зашифровал в своей опере столько тайных смыслов, что разгадывать их предстоит еще нескольким поколениям.

«Мой Ленский – молодой, пылкий герой, романтик, поэт, – рассказывает исполнитель роли Ленского Дмитрий Корчак. – И находясь здесь, на земле Петербурга, естественно, мне кажется, это роль центральная и неким образом мы проводим параллель с Пушкиным, который также был молодой генильаный русский поэт, который также закончил жизнь глупой дуэлью».

Дмитрий Корчак поет на лучших сценах Европы. Василий Бархатов лично подбирал артистов, в итоге пригласил певцов из Мариинского театра, а также из Вены и Вильнюса. Особая роль в постановке отведена хору. Именно толпа создает общее настроение оперы. Артисты в звериных масках, как во время святочных колядований, воплощают агрессивный по отношению к героям окружающий мир.

Для Василия Бархатова это уже вторая постановка «Евгения Онегина». Два года назад была премьера в Вильнюсе. Сегодня спектакль получился совсем другим, признается режиссер. И дело не в том, что это российская версия. Просто за это время изменился сам Василий Бархатов, а поэтому и его личное прочтение великой поэмы Пушкина.

Новости культуры