23.06.2011 | 11:52

Русский день на "Пражской Квадриеннале"

Прага в эти дни стала центром притяжения театральных художников со всей планеты. Здесь проходит «Квадриеннале». Международный театральный форум Дизайна и Пространства - самое крупное событие в области визуального сценического искусства. «Пражская Квадриеннале» проводится раз в четыре года, и по масштабу ее сравнивают с Венецианской биеннале, только в области театра. На десяти тысячах квадратных метров представлены лучшие из мировых работ. Русский день на Квадриеннале - один из самых интересных. Рассказывают «Новости культуры».

Русский день на каждой «Пражской Квадриеннале» традиционно привлекает посетителей. Россия, единственная страна, кроме хозяйки выставки - Чехии, которая неизменно уже 44 года принимает участие в этом международном салоне сценографии и сценического пространства. В архиве россиян уже две «Золотых Триги» в 87 и 2007 годах.

«Российская выставка очень важна, ведь на протяжении всего времени российские участники были очень удачливы, и мы очень внимательны к тому, что они нам покажут. В прошлый раз Россия стала обладателем «Золотой Триги», которая является самой престижной наградой. Они показали очень интересную выставку «Чехов: Двадцать лет спустя», - рассказывает генеральный комиссар «Пражской Квадриеннале 2011» Борис Кудличка.

Уникальность этого фестиваля в том, что это - единственный международный смотр, который сосредоточился на сценографии и театральной архитектуре. Это - как Венецианская биеннале, но в театральном мире и в самом центре Европы. В российском павильоне свое творчество представляют отец и дочь - Вячеслав и Анна Колейчук из Москвы. Вячеслав известен как автор конструкций инопланетян для фильма «Кин-Дза-Дза» и изобретатель уникального музыкального инструмента «овалоид» с удивительной глубиной и разнообразием звукового пространства. Анна - режиссер, художник, сценограф. Их семейный театр - это театр художника. Экспозиция Колейчуков - элементы декораций двух спектаклей - «Превращение» по Кафке, в котором играл Константин Райкин, и экспериментального «Путешествие Квадратика», построенного на образах Казимира Малевича. Русский авангардист, отец супрематизма, и сам был тесно связан с театром. В 1913 году автор «Черного квадрата» создал декорации и костюмы для оперы «Победа над Солнцем». Анна Колейчук приготовила для гостей трапезу – и тоже в супрематическом стиле.

«Здесь двоякий смысл: то ли это фастфуд, который теперь едят все, и весь мир знает, что Малевич - это известный художник, и он в этом смысле фастфудом таким становится, а, с другой стороны, он питает многие стилевые направления во всем мире, и Малевич – это очень почитаемый художник во всем мире, он родоначальник собственно абстрактного искусства настоящего», - говорит участник «Пражской Квадриеннале 2011» Анна Колейчук.

Самоидентификация и взаимное обогащение театральным опытом - это базовые ценности, к которым за почти полвека своего существования пришла Квадриеннале. Даже без подсказок понимаешь, что такое вот граффити – работа американских сценографов. Дом на бамбуковых сваях - искусство Филиппин. Декорация из рисовой бумаги – это из Японии.

Кроме основной экспозиции, Квадриеннале предлагает посетителям тематические секции. Экстремального костюма. Театральной архитектуры. Света и звука. Сценофест, мастер-классы ведущих мировых сценографов. В студенческой секции России представлены проекты выпускников Санкт-Петербургской театральной академии.

«Так как работа у каждого индивидуальная, и мы еще не совсем взрослые, поэтому мы решили сделать наш павильон в виде гнезда, в котором вылупливаются наши проекты, наши идеи, и каждое отдельное яйцо – это отдельный макет к будущему, быть может, спектаклю, будущей опере», - объясняет участник «Пражской Квадриеннале 2011» Валентина Серебреникова.

По традиции итоги Квадриеннале подводят в середине фестиваля. Обладатель главного приза уже известен. «Золотую Тригу» в этом году получит Бразилия, за ее по-карнавальному сказочный, розовый павильон.

 


Читайте также: Международная выставка сценографии «Пражская Квадриеннале 2011»