15.07.2014 | 10:58

Выставка "Чарующая красота пейзажа" открылась в столичном музее Тропинина

Он может быть морским, сельским и даже архитектурным… «Чарующая красота пейзажа» – выставка под таким названием открылась в столичном музее Тропинина. В экспозиции – живопись, графика и декоративно-прикладное искусство русских художников от века XIX до 40-х годов XX столетия. Корреспонденты «Новостей культуры» убедились в том, что красивый вид – понятие внесезонное.

Казалось бы, крохотный зал в небольшом московском музее. Но на этой камерной выставке впервые показывают такие работы таких художников, что кажется, будто попал в до сих пор неизвестный зал Третьяковской галереи.

Здесь не программные и от этого ещё больше впечатляющие: «Баржи на Волге» Левитана, «Успенский собор во Владимире» Нестерова, Поленовская «Ока» и «Ялтинское побережье» Айвазовского. Рядом – выведенная тонкой кистью под лупой миниатюра Ивана Похитонова – одного из любимых художников Третьякова. Все эти работы – многие годы лежали в хранилище музея Тропинина. К выставке многие были отреставрированы.

«Можно прийти полюбоваться, восхитится и в это лето – если ненастье – то просто погулять среди солнечных полян, если жарко – то, пожалуйста, полюбуйтесь зимним пейзажем, – говорит директор Музея В.А.Тропинина Ирина Егорова. – Пейзаж – это всегда радость души. Тем более, когда выполнен такими замечательными художниками».

«В его работах царит неземная поэзия», – писал Константин Коровин о Льве Каменеве. Здесь его «Саввино-Сторожевский монастырь», самая большая картина на этой выставке. Глядя на неё, понимаешь, почему эти места под Звенигородом называют «Подмосковной Швейцарией».

«Основное настроение, которое присуще этим работал – умиротворенность и созерцательность, – отмечает куратор выставки Юлия Маныкина. – Левитан создал «пейзаж-настроение». Вот Левитану удавалось в простых, деревенских сюжетах найти такие моменты, которые всегда очень тонко чувствует русская душа».

Современники Исаака Левитана, да и наши, – русский пейзаж часто характеризуют как «бедный». Художники, чьи картины теперь до октября в музее Тропинина, думали явно иначе.

Новости культуры