15.07.2014 | 19:02

"Мраморные сады" Анатолия Смоленкова на выставке в Академии художеств

В Российской академии художеств открылась ретроспектива скульптора Анатолия Смоленкова. Выставку назвали «Мраморные сады» – метафора сада очень важна в философии мастера. Экспозиция посвящена 60-летию Анатолия Смоленкова и охватывает 30-летний период его творчества. Рассказывают «Новости культуры».

Анатолий Смоленков признается, что пробовал работать с бронзой, гипсом. Но камень – это тот материал, которому он остается верным вот уже 30 лет.

«Собственно, он своим талантом, своими усилиями сохраняет античную цивилизацию, классику Возрождения и вообще все то культурное наследие, которое является фундаментом и нашей сегодняшней культуры, культурного пространства», – отмечает куратор выставки Мария Бурганова.

На выставке представлено более 80 работ художника, по задумке автора они расположены вразнобой. Потому что «Мраморные сады» – это путешествие по нашей культурной памяти – о летних садах Петербурга, или садах Версаля.

В его скульптурах – цитаты античности, герои мифов, библейские истории, лирические образы и аллегории. Его любимый мотив – моделировка тела в границах и пропорциях колонны. Он следует ему с тех пор, как окончил Строгановское училище.

«Это райский сад и герои этого райского сада – Адам, Ева, древо Познания, Саваоф Бог и десница, карающая десница, левая рука, – поясняет Анатолий Смоляков, – вот ангел молчания, который жест символизирует, вот всевидящее око, двуглавый орел, вот эта тема сада, над которой я работал последние годы.

Над каждой скульптурой Смоленков работает так, чтобы она вписалась в уличное пространство. На создание могут уходить годы. Обязательный этап работы – на свежем воздухе. Художник выносит статую в свой садик при мастерской, и там доводит до совершенства.

«Эти статуи, то, что они представляют, что они должны стоять на свободе, на улице, вот они в этом зале стоят, как бы купаются в пространстве, – говорит художник. – Их не так много, они такие белые, и за ними фон, далеко от стены, не висят ни картины, ничего и статуи сами по себе как бы так стоят и разговаривают с нами, и мы с ними».

Анатолий Смоленков постоянно экспериментирует с формой в рамках классической традиции. В его интерпретации бюст Пушкина, голова Пегаса или образ современного героя смотрятся необычно, ярко, совсем по-новому.

Новости культуры