23.06.2011 | 15:33

Золото, хрусталь, лепнина - реставрация в Большом идет все интенсивнее

Все ближе тот день, когда Большой театр откроет свои двери для зрителей. Дата намечена на октябрь, и с ее приближением реставрационные работы идут все интенсивней. Идея реставрации не только воссоздать императорское величие Большого, но и создать супер-современное сценическое пространство. Площадь театра увеличили в два раза, антракты в Большом станут короче, а постановки совершенней. Зрительный зал преображен – от обилия золота и хрусталя захватывает дух! Рассказывают «Новости культуры».

Зрительный зал Большого Театра буквально засиял. Около четырех с половиной килограммов сусального золота потребовалось реставраторам, чтобы покрыть лепное убранство. Драгоценными листами 960-й пробы украсили порядка девятисот квадратных метров декора из папье-маше, причем каждый ярус приобрел свой уникальный неповторимый рисунок: чем ниже ярус, тем рельефней лепнина.

Скомпонована она из элементов архитектуры Возрождения, барокко и рококо. Именно таким и задумывал в 1856 году убранство зрительного зала архитектор Альберт Кавос, который руководил восстановлением Большого театра после пожара. Игра блеска на матовой основе. Главное интерьерное украшение – хрустальная люстра – служит искусству более двухсот лет. Высотой восемь метров, шириной – шесть, она весит более двух тонн. Одного только хрусталя на ее создание ушло 300 килограммов. Каждый из 24 тысяч хрусталиков был снят и отреставрирован.

«Много резьбы было погублено, так как в советский период кто-то принял участие в ремонте, но инструмент так и не подобрали. Пришлось делать детали заново по старым деталям», – говорит руководитель реставрационной мастерской Евгений Васильев.

Наследие советской реставрации 1978 года в феврале демонтировали.

«Это стекло не имеет точных граней, полировки, чтобы хрусталь играл. Он был заменен на хрусталь, который изготавливался вручную, подбирался по цвету, огранке, соответственно историческому хрусталю, который в XIX веке висел на этой люстре», – рассказывает представитель генерального подрядчика реставрации Михаил Сидоров.

Идея реставрации заключается не только в том, чтобы воссоздать императорское величие Большого, но и вписать в его пространство современные механизмы. Площадь театра увеличили в два раза – до 80 тысяч квадратных метров. Арьерсцену – продолжение основной – создавали специалисты, работавшие над подмостками Ла Скала, Ковент-Гардена и Ла Фениче.

Команда маляров накладывает уже четвертый слой специальной краски. Покрывают не просто дерево – резонансную ель. Из такой древесины обычно создаются музыкальные инструменты, а в Большом сделали стены, потолки и перегородки. Задача – восстановить потерянную из-за многочисленных переделок легендарную акустику театра. Ее ключевой элемент – оркестровая – яма переделана полностью.

«Механика за нашей спиной – это механика оркестровой ямы, которая превращается в огромный мобильный, функциональный механизм. Яма превращается то в часть зрительного зала, то в часть сцены, то уходит вниз на шестнадцать метров. Чтобы заставить двигаться семь огромных платформ, из которых теперь состоит сцена Большого театра, была смонтирована самая большая гидравлическая станция в Европе», – подчеркивает Михаил Сидоров.

Один из первых спектаклей в Большом продолжался четыре часа. При этом само действие длилось лишь час сорок, а остальное время меняли декорации. Спустя почти два века процесс станет полностью автоматизированным – во время спектакля к северному фасаду с подземного склада на фурах будут подвозить уже смонтированные мобильные декорации. Их смена займет теперь считанные минуты. Антракты в Большом станут короче, звук – чище. Золото – ярче.

Все материалы о реконструкции Большого театра>>>