15.07.2014 | 10:13

Новое искусство в старинных интерьерах

Северная столица уже полмесяца живет под знаком Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10». Смотр задуман как платформа для диалога между Востоком и Западом. Санкт-Петербург подходит для этого идеально, как западный форпОст страны на восточном краю Европы. Основной выставочной площадкой юбилейной «Манифесты» стало здание Главного штаба Эрмитажа. Рассказывают «Новости культуры».

Пластиковая дама немецкой художницы Катарины Фрич обосновалась в будуаре императрицы Марии Александровны. Даме с собачкой здесь нравится, тот редкий случай когда современное произведение в классическом интерьере не вызывает ощущение драматического диссонанса.

Зал «Западина» рядом с Романовской галереей и вдруг странная деревянная конструкция, похожая на строительную времянку. Японец Тацу Ниши спел в Эритаже свою песню о главном. Лестница ведет в интерьер с узнаваемыми бытовыми вещами.

То, что было в любой стандартной советской квартире и то, чего в этой квартире не могло быть ни при каких обстоятельствах – контраст, вызванный смешением эпох и стилей, вызывает странную ностальгию.

Дворцовая люстра как символ несбыточности устремлений ушедшей эпохи. С образами прошлого играет и другая японская художница Ясума Маримура, сделавшая серию фото на тему появления в современном музее сотрудника блокадного Эрмитажа.

На третьем этаже Зимнего инсталляция Йозефа Бойса «Экономические ценности». Подпорченные масло и маргарин издают убийственный запах, который явно не нравится хорватскому часовому, что уж говорить о смотрителях.

«В нашем сознании Эрмитаж – это музей с шикарной коллекцией старого искусства, нетронутое место, – говорит ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Семён Михайловский. – И тут возникает вопрос, есть ли такая необходимость интервенции в Эрмитаж».

Современных русских авторов в Эрмитаже немного, но этот дефицит компенсирует параллельная программа биеннале. Один из самых поэтичных проектов, поселившихся в Кадетском корпусе, – так называемый «Вальс» Игоря Самолета. Шапки знакомые многим россиянам многих поколений кружатся в общей метели человеческих судеб.

«Искусство фуги» Владимира Смоляра и выжженные на дверях детские воспоминания Александра Лаврова. Русские проекты Манифесты радуют формой и напоминают о том , что современное искусство может говорить не только о смешном и провокационном.

Новости культуры