24.06.2011 | 09:19

Завершается второй тур Конкурса имени Чайковского

У инструменталистов на Конкурсе имени Чайковского уже завершающая часть второго тура. В Петербурге - скрипачи, в Москве - пианисты и виолончелисты, отработав соло, приступили к выступлениям с оркестром. Большинство подтверждает, что психологически легче выступать при поддержке оркестра и дирижера. Но в техническом плане, и об этом говорят многие музыканты, такое выступление – это действительно серьезный экзамен. Сдать этот экзамен пианистам помогал Моцарт, виолончелистам - Гайдн. Рассказывают «Новости культуры».

Если с каждым туром участников на конкурсе Чайковского меньше, то слушателей, наоборот, больше. Перед консерваторией они делятся не столько впечатлениями, сколько опытом, как попасть на прослушивание. В зале, что называется, сидят друг у друга на головах. Некоторым и вовсе места не хватило. Спасает трансляция в фойе.

Во втором туре участвует Государственный камерный оркестр России и его руководитель Алексей Уткин. Он впервые аккомпанирует конкурсантам, но сам не раз участвовал и побеждал на конкурсах, а потому знает, что в этой ситуации требуется от дирижера.

«Важно, чтобы аккомпанемент был удобный, сочувствующий, – говорит дирижер. – Так что мы стараемся быть друзьями на сцене».

Открыл прослушивание Александр Романовский. Из семи предложенных на выбор концертов Моцарта он выбрал 23-й.

Объективно все пианисты в равных условиях. У каждого по две репетиции, это не мало, такое во взрослой концертной жизни нечасто бывает. Но субъективно – все несколько иначе.

«Этот концерт имеет для меня большую историю, - рассказыват участник конкурса Александр Романовский. – Довелось играть здесь, в этом зале, когда мне было 13 лет. С Уткиным мы играли еще в то время, когда он был у Спивакова в «Виртуозах Москвы», так что мы не первый раз играем с ним этот концерт».

Моцарт для любого музыканта – серьезное испытание. Нот немного, но хорошо сыграть их нелегко. Да и конкурсное волнение порой мешает. Сара Данешпур даже смазала несколько пассажей. Но Алексей Уткин уверен, на этом конкурсе Моцарт найдет, по крайней мере, двух достойных исполнителей своей музыки. Разумеется, их имена он не назвал.

Ажиотаж и в Малом зале, где выступают виолончелисты. Для всех желающих четырежды за вечер послушать концерт Гайдна для виолончели с оркестром До мажор с разными солистами мест не хватило. На сцене – камерный оркестр «Музика вива», за пультом – Владислав Белинский. Второй этап второго тура у виолончелистов открывает немец Норберт Ангер. Исполнитель уверяет – играть с оркестром на сцене московской консерватории – не то, что соло: здесь и эмоции другие, и сила подачи мощнее. К тому же Гайдн – его любимый композитор.

Американец Мэтью Залкинд, студент Мичиганского университета, на международном конкурсе такого высокого уровня впервые. Чего не скажешь о Нареке Ахназаряне, обладателе пятой премии XIII конкурса Чайковского. Он учится в московской консерватории, представляет здесь Армению. Играть с оркестром психологически намного легче, признается виолончелист.

«Они идеальные камерные партнеры, - говорит Нарек Ахназарян. – Схватывают все на лету, я от них что-то беру, это было очень приятное для меня сотрудничество, я получил огромное удовольствие».

Первый конкурсный день второго этапа второго тура закрывают россияне – виолончелист Александр Рамм и пианист Александр Лубянцев. 24-го июня публику ждут еще четыре концерта Гайдна – в Малом зале и четыре концерта Моцарта – в Большом. А поздно вечером объявят результаты. В следующий тур пройдут пять пианистов и пять виолончелистов. Одно из нововведений нынешнего конкурса – финал тоже будет состоять из двух частей. Публика – в восторге: вместо традиционных трех туров получается целых пять.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>