07.09.2012 | 19:32

"Гроза двенадцатого года" в НИИ реставрации

Ровно 200 лет назад состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года – 7 сентября русские и французские войска сошлись на Бородинском поле. К историческому юбилею в Научно-исследовательском институте реставрации начали готовиться задолго. Сначала планировали выставку живописи. Но оказалось, что в частных коллекциях реставраторов есть много уникальных экспонатов, благодаря которым оживают страницы истории двухсотлетней давности. Так родилась идея ретроспективной выставки «Гроза двенадцатого года». Рассказывают «Новости культуры».  

Восстановленные реставраторами кавалерийские сабли – среди самых интересных экспонатов выставки. Такому собранию позавидуют многие музеи. Именно с таким оружием ровно 200 лет назад в бой ходили офицеры гусарских и казачьих полков. Каждому воину хотелось подержать в руках заветное «золотое оружие».

«Это сабля наградная. Саблю присылали из кабинета императора, саблей награждали офицеров за их поступки. Таких сабель существует, по нашим данным, всего 13 экземпляров. В музеях – всего 9, в крупных музеях», – подчеркивает заместитель директора ГосНИИР Дмитрий Антонов.

Часто реставраторам приходится работать с наградами. Среди них – серебряная медаль за участие в боевых действиях на Владимирской ленте, медаль за взятие Парижа и самый редкий комплект прусских наград из двух крестов. Такими награждали русских гвардейских офицеров, участников сражения при Кульме. Эти награды можно увидеть на портретах участников Отечественной войны. В экспозиции – предметы и картины из семейных собраний реставраторов.

«За этим стоит весь наш коллектив, друзья Саввы Ямщикова. Когда мы узнали, что мы работаем над этой выставкой, они предложили какие-то свои работы. Бюллетень великой армии № 19, листовка распространялась в армии Наполеона, сводка о военных действиях на войне. Это был период оставления Москвы, время пожара Москвы. История, связанная с поджогом Москвы, как захватили Кремль французы. Одна из наших коллег переводит нам этот текст», – поясняет руководитель вставочного отдела ГосНИИР Нина Зайцева.

Еще за несколько лет к празднованию юбилея начал готовиться реставратор и художник Юрий Козак. В его серию «Гроза двенадцатого года» вошли живописные работы и графика. Наряду с массовыми батальными сценами он показывает женское лицо войны – портреты Дуровой и старостихи Василисы.

«Мне хотелось в своих рисунках и картинах изобразить не декоративную сторону войны 1812 года, потому что именно ее, в основном, любят воспроизводить и в реконструкциях, и во многих живописных произведениях. А именно драму войны, где главные потери были не боевые. Убивал голод и холод, главным трудом были марши и тяжелые условия войны. Соответственно, этот декоративный вид армий, когда красивые мундиры, начищенное оружие, красивые эмблемы, составлял любимый императорами декор. Существовал он, в сновном, в Петербруге и Париже, – рассказывает реставратор и художник Юрий Козак. – В основном, война была кровавой и грязной. Именно атккую войну мне хотелось изобразить в своих пастелях и масляных работах. Война 1812 года более любой другой доказывает: проворный, пафосный героический пласт вторичен на любой войне. Героизм войск не падает от того, что их одели скромно их выносливаость превалирует над храбростью».

Памятником эпохи 1812 года является и сам дом, в котором располагается Научно-исследовательский институт реставрации. Совсем скоро здесь, в уютном дворике, откроют аллею славы, которую украсят оригинальные скульптуры работы Дениса Петрова. Первыми здесь установили памятные бюсты Кутузова, Ермолова и Багратиона.

Все материалы темы>>>