14.07.2014 | 16:29

Календарь. 14 июля 2014 года

175 лет назад в часовне Зимнего дворца состоялось бракосочетание старшей дочери императора Николая Первого, великой княжны Марии, с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.
Брак, заключенный по взаимной любви, вызвал большой резонанс в аристократических кругах Европы. Царь согласился на союз любимой дочери с незнатным и небогатым французом, чей отец – Евгений де Богарне – приходился пасынком Наполеону Бонапарту.
После свадьбы молодые поселились в Петербурге, в специально построенном для них Мариинском дворце. Герцог был назначен президентом Российской академии художеств. А после его безвременной смерти в 1852 году эта должность перешла к его жене – Марии Николаевне.
Россия - 1839

Одни считали его гением, другие - «извращённым декадентом». Его яркие, орнаментально-красочные полотна, насыщенные «драматическим, роковым эротизмом», шокировали рафинированную венскую публику.
«Я — художник. Художник, который пишет каждый день с утра до вечера... Если вам действительно хочется больше узнать обо мне - посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам».
14 июля 1862 года родился австрийский живописец Густав Климт.
«Он представляет нам милую мечту, яркую, но бестелесную»,- писал американский историк Карл Шорске,- «мечту о невинном, доставляющем удовольствие искусстве на службе у беззаботного общества».
Густав Климт - 1862 – 1918

75 лет назад ушел из жизни Альфонс Муха - чешский живописец, один из самых ярких представителей стиля модерн.
Его работы символизировали начало нового века и нового искусства, в котором смешивались жанры и стили, соединялось элитарное и массовое, утонченное и вульгарное.
Его творения расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера.
«...Я не художник-декоратор, - повторял он. - Называйте меня, как хотите, современная живопись не признаёт границ... Именуйте это, скажем, поэтизацией истории».
Альфонс Муха - 1860 – 1939

14 июля 1916 года. «В этот день, - вспоминал Леонид Андреев, - в разгар мировой войны, на земле нейтральной Швейцарии, в городе Цюрихе, в “Кабаре Вольтер” был оглашен “Манифест господина Антипирина” — первый манифест дадаизма. Составителем манифеста был румын Тристан Тцара».
Жестокость разразившейся войны, по мнению дадаистов, обнажила бессмысленность жизни. Искусство, политику, культуру они относили к числу бессмысленностей окружающего мира, поскольку «разум» и «логика» современного общества привели людей к войне.
Главной идеей нового движения стало последовательное разрушение любой эстетики: «отмена памяти», «отказ от будущего», «антиискусство, антиобщество, антисистема, антиавангардизм»… Как отмечал один из основателей дадаизма Хуго Балль: «Для нас искусство не является целью как таковой, но возможностью для подлинного понимания и критики времени, в котором мы живем».
Манифест дадаизма 1916 /события Первой мировой войны

Это – история мира и поколения, «притча о насилии и власти, о беззащитности человека перед системой подавления».
«Это, наверное, был самый трудный и тяжелый для меня фильм, - вспоминает кинорежиссер Алан Паркер. - В центре фильма — крик отчаяния, и фильм, на самом деле, ничто иное, как путешествие в мир безумия, хотя, в то же время, он даёт и искупление, и надежду».
14 июля 1982 года в Великобритании вышел на экраны один из культовых фильмов XX столетия – музыкальная драма Алана Паркера «Стена».
Драма Алана Паркера «Стена» - 1982