10.07.2014 | 09:42

Шедевры живописи из собрания Майи и Анатолия Беккерман представлены в Русском музее

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка картин эмигрантского периода российских художников первой половины ХХ века. Все полотна из частной коллекции, поэтому экспозиция называется «Искусство как профессия». Картины, привезённые из Нью-Йорка, сначала демонстрировались в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Теперь их впервые увидит петербургская публика. Рассказывают «Новости культуры».

Майя и Анатолий Беккерман 30 лет назад решили сделать искусство своей профессией. Он – известный галерист, она – авторитетный искусствовед. Вместе они вновь открыли для мира не один десяток картин – и это полотно кисти Коровина тоже. Однажды в их галерею позвонила внучка владельца магазина одежды и предложила картину, которую ее дедушке принес Федор Шаляпин – почти сто лет назад.

«Она сказала, что как-то пришел русский певец по фамилии Шатапкин, – рассказывает Анатолий Беккерман. – По-английски shut up значит "заткнись". Очень нужен был фрак и несколько костюмов для выступлений. Так как денег не было он предложил четыре картины дедушке обменять на одежду».

Так великий бас расплатился картинами своего друга Константина Коровина, чтобы продолжить вокальную карьеру в эмиграции. И таких историй коллекционеры знают немало. Русское искусство оказывалось за границей по-разному: в чемоданах эмигрантов, в багаже дипломатических работников и, конечно же, сами художники создали немало картин на площадях Парижа или Берлина. Теперь наследие возвращается на историческую родину.

«Думаю, что людям интересно будет посмотреть на это искусство, – считает директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. – Потому что здесь очень мало русских вещей, русского периода. В основном это вещи того периода когда художники уехали за пределы России. То есть, это совсем другой срез того искусства, которое мы любим и знаем довольно хорошо».


Футуристические крестьяне Давида Бурлюка, кубистический пейзажи Марии Васильевой, детские портреты Николая Фешина – вся эта яркая, наполненная противоречивыми смыслами галерея образов, могла бы украсить собой любой художественный музей России. Но в наших музеях картины из частных собраний пока редкость. Коллекционеры по привычке опасаются везти свои сокровища в страну, где искусство на протяжении долгих лет принадлежало исключительно государству.

«Майя и Анатолий Беккерман, решившиеся представить эту коллекцию в России, делают достаточно серьезный и смелый шаг, – отмечает специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. – По-своему он важен и для государства, потому что это знак признания того, что государство цивилизовано, оно живет по законам и будет соблюдать все законы по отношению к частным коллекционерам. Это уже немало - заслужить такое доверие».

В детстве Анатолий Беккерман хотел стать археологом – искать сокровища древних цивилизаций в гробницах фараонов и скифских курганах. О несбывшейся мечте сейчас не жалеет. Сокровища, которые создаются кистью и красками, искать и находить оказалось гораздо интереснее.

Читайте также:
Выставка «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман»>>>

Новости культуры