10.07.2014 | 10:54

Духовной истории земли Русской посвящена выставка в Музее имени Андрея Рублева

Череду торжеств, приуроченных к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, продолжает проект в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Выставка под названием «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского» объединила экспонаты из музейных, архивных, церковных и частных собраний. Основная идея проекта – рассказать о формировании и расцвете монастырских традиций в русском искусстве в эпоху преподобного Сергия. Среди героев выставки – сам «игумен земли Русской» и многочисленные продолжатели его учения. Рассказывают «Новости культуры».

В Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева решили не просто рассказать историю Сергия Радонежского. А показать, какое влияние имел его духовный подвиг на всю последующую историю страны.

«Вот 600 лет, шесть веков они не были пустыми, они были насыщены напряженной духовной жизнью, которую вели и последователи преподобного Сергия Радонежского, – рассказывает куратор выставки Лариса Алехина. – И мы смогли сюда вместить рассказ об этих шести веках».

Об этой истории русской святости рассказывают иконы подвижников. Начинается экспозиция с изображений самого Сергия. Эта икона примерно 1510 года, а восходит она к еще более ранним образам святого Сергия, XV века.

«Тогда были живы еще те люди, которые знали и видели Сергия Радонежского, – уточняет Лариса Алехина. – Плюс – незадолго до этого были обретены его мощи нетленные, которые послужили образом для создания шитой пелены надгробной».

Далее – лики прямых учеников, духовных собеседников и последователей Сергия. Максим Грек, Кирилл Белозерский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. А вот уникальный образ Козьмы Яхромского, икона из частного собрания. Несколько лет назад она была выкуплена в Германии и возвращена в Россию.

«Всего в мире сохранилось две иконы с изображением Козьмы Яхромского, – рассказывает ученый секретарь Музея русской иконы Анна Иванникова. – Собственно, вот эта небольшая обитель была основана, по разным данным, приблизительно в 80-е годы XVII века, когда Козьме была явлена на дереве икона Богоматери с младенцем. Он эту икону обрел, и с ней пошел в Киево-печерский монастырь, где принял постриг, а после этого пошел на место обретения иконы, основал там обитель».

Рассказывая о последователях Сергия через иконный образ, авторы экспозиции невольно коснулись и темы эволюции русской иконы. Троица, на которую молились ученики Сергия, и Троица времен Серафима Саровского – это по форме два разных образа, хотя одинаковы по сути. Сам же Серафим Саровский нам известен только по картинам, написанным в середине XIX века, еще до его канонизации. Лишь в начале XX века стали появляться иконы святого в неорусском стиле.

«В ХХ веке началось возрождение с одного коллекционера, – рассказывает настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской Дмитрий Смирнов. – Потом Павел Корин начал этим заниматься. А сейчас уже практические художника не найдешь, который бы согласился для храма писать иконы в классическом стиле, все хотят в каноне XVI века».

Несмотря на изменения, происходившие в русской иконописи, главное на протяжении столетий оставалось неизменным – сам дух монашеского подвига на Руси, что, возможно, и является одним из основных итогов жития преподобного Сергия.

Все материалы темы>>>

Новости культуры