10.07.2014 | 10:45

Выставка американских театральных художников "На краю" открылась в Музее имени Бахрушина

Выставка работ современных театральных художников Америки открылась в столичном музее имени Бахрушина. Зритель непрофессиональный об американском театре знает немного, сводя всё его разнообразие к мюзиклу. Но в США есть и другой театр – его называют «Офф-Бродвей», и именно он – в центре экспозиции. Символично и название выставки – «На краю». Сценография легко становится «пограничным» жанром, уходя на территорию актуального искусства. Рассказывают «Новости культуры».

«На краю» представляет отражение непростого времени в американской истории – с 2007 по 2011 годы. Здесь и поиски идентичности, и проблема исцеления от фобий, поразивших общество после трагедии 11 сентября. Политическая полярность, расизм, война, стыд от содеянного, роль религии в обществе, проблемы людей с ограниченными возможностями и даже – кивок в сторону американцев, которые слишком много едят и едой заменяют любовь. То, что должно было просто обрамить театральные спектакли, вышло на первый – самостоятельный – план.

«У меня было такое чувство, когда я вошел сюда, что после долгой болезни, я вдруг в 2022 году пришел сюда – ни одного знакомого человека, ни одного знакомого стиля – все очень странно, даже я так себе не представлял, и это мне очень нравится», – говорит народный художник России Сергей Бархин.

37 фотографий 25 спектаклей, отобранных из почти 400 заявок со всей страны. Выставку показали сначала в Нью-Йорке, потом в Праге и вот теперь – в Москве.

«Нам было особенно интересно найти смелые работы театральных художников, которые не боялись браться за острые социальные и политические проблемы, – рассказывает арт-директор проекта Сюзан Тцу. – И мы искали их – от берега до берега, от Нью-Йорка до Чикаго – через всю страну».

Работы американских театральных художников критичны, ироничны и откровенны. Майк Майер в пьесе «Американский идиот» обращается к совсем недавним событиям: вторжению американских сил в Ирак. Пат Олежко в «Баияйской Одиссее на море» интерпретирует мифологию разных культур и ее влияние на мировоззрение современного обывателя.

«Главное, ведь если художники верят в то, что они делают, это всегда видно, – говорит куратор выставки Игорь Русанофф. – И тогда зритель тоже верит в это. Поэтому тут есть главный принцип театра – ты веришь или не веришь».

Выставки российских сценографов в Москве не редкость, однако, сценография редко становится самостоятельным художественным объектом. Для американского театра это в порядке вещей. Кстати, о вещах: вместе с кураторами в Москву приехала Пат Олежко – визуальный и театральный художник. Под живую музыку Сергея Летова она преподнесла гостям вернисажа 30 самодельных шляп, которые сделала накануне ночью из старых афиш и газет. Наглядно продемонстрировав, что даже на краю творчества можно успеть самовыразиться.

Новости культуры