09.07.2014 | 10:50

Выставка "Любовь и верность навсегда" открылась в столице

Русская средневековая культура не знала куртуазной западноевропейской традиции, и «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – пожалуй, единственный пример любовного романа в древнерусской литературе. Правда, автор повести, публицист XVI века Ермолай-Еразм, соединил в своем повествовании сразу несколько сюжетов, в том числе языческих и сказочных. Но подлинный текст памятника известен лишь специалистам, а в мир ушло главное – история любви и верности, достойная быть отражённой в произведениях искусства. Рассказывают «Новости культуры».

На этом православном вернисаже – все как на обычном открытии выставки. Так же фотографируются с экспонатами, так же ведут светские беседы. Но то ли из-за ликов, смотрящих со стены, то ли из-за праздника, главная тема разговоров здесь все-таки история Петра и Февронии. Вот единственная икона с их изображением. Князь и простолюдинка, которые если вкратце – то жили долго и счастливо, а подробнее – прошли много испытаний, и умерли в один день.

«Они жили уже в разных монастырях, и Петр все присылал ей послание – что я хочу уйти, а она ткала, говорят, что вышивала по воздуху даже. Он дождался, в последнем послании пишет – не могу ждать, ухожу, и она закончила последний стежок, и они умерли в один день», – рассказывает куратор выставки Татьяна Брызгалова.

Святые стали символом верности и любви. Их союз считается образцом христианского брака. Но в России день памяти Петра и Февронии отмечать стали только шесть лет назад. Начало традиции – уверяют организаторы выставки. Поэтому и пригласили только современных художников. Елена Железнякова приехала из Липецка. Говорит, иконопись для нее – смысл жизни.

«Икона – это не картина, но она должна отображать красоту душевную, – считает Елена Железнякова. – Когда человек около иконы находится и чувствует себя легче, спокойнее, для этого и работаю. Мне кажется, я еще только подхожу к смыслу иконы, к этому таинству, у которого начало есть, а конца нет совершенству».

Не каждый художник может заниматься иконописью. Он не только должен быть православным, но и иметь благословение священника на свою работу. Анастасия Борисова получила благословение старца – ее расписанные пасхальные яйца дарят патриархам.

«Это православный стиль, и то, что на Пасху люди православные дарят именно яйцо крашеное, а если оно еще с иконой – мне это ближе. Потому что я человек православный, и, в общем, тем и занимаюсь всю жизнь», – говорит Анастасия Борисова.

От икон и пасхальных яиц к метровым скульптурам из бронзы. Это «Преображение» Леонид Баранов создавал 20 лет. Здесь же и другие его работы – все на определенную тему. И кажется, что создаются они интуитивно.

«Я просто не могу это объяснить, я не знаю как это происходит», – признается скульптор, заслуженный художник РФ Леонид Баранов.

На дереве и на перламутре, из бересты – по старинной технологии, на бумаге – с помощью фотоаппарата – это все современные русские иконы, которые, как и современный православный праздник, обещают дарить людям веру и любовь.

Новости культуры