08.07.2014 | 10:31

"Анализ красоты" от Уильяма Хогарта

Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет творчество британского художника XVIII века Уильяма Хогарта. При жизни он прославился, прежде всего, как художник-сатирик. Правда, сатирики редко делают успешную карьеру, тем более в живописи. Только в такой эксцентричной стране как Великобритания, должность главного придворного художника мог получить мастер, который всю жизнь раздавал пощёчины общественным нравам. На выставке представлено 68 авторских гравюр. В том числе иллюстрации к теоретическому трактату «Анализ красоты», который и дал название экспозиции. Рассказывают «Новости культуры».

Последнюю выставку сезона в Пушкинском музее посвятили красоте, её анализу согласно представлениям Уильяма Хогарта. Чтобы помочь зрителю уловить движение мысли мастера использовали современные технологии. Гравюры английского художника и теоретика искусства препарировали – раскадровали так, что, глядя на специальные экраны, можно изучить всё более детально: прочувствовать многослойность работ Хогарта. Ещё одна «фишка» выставки, которая точно запомнится – это виртуальный куратор, в Пушкинском к его услугам обратились впервые. Всё для зрителя, который из первых уст и в любое время узнает главное об экспозиции и ее герое.

В Пушкинском собраны 120 из семисот сохранившихся подлинных гравюр мастера, половина из них в коллекцию попала из Румянцевского музея в начале ХХ века. Среди них – скандальные серии «Карьера проститутки», «Выборы», «Карьера мота». В середине XVIII века они взорвали Лондон своей злободневностью, сатирой – во времена, когда главными были парадный портрет и пейзаж, Хогарт решился вскрыть болевые точки своего общества, сделал это остроумно, дерзко, красиво.

«Очень много иронии по поводу штампов общепринятых человеческих, – поясняет директор ГМИИ им Пушкина Марина Лошак. – Это то, чем сейчас занимается современное искусство и то, что мы считаем провокативным. Какой-то нестандартный взгляд человека с прекрасным чувством юмора на тяжеловесность, на какую-то заштампованность, на вещи, к которым привыкаешь и считаешь нормой».

Нарративные гравюры Хогарта можно изучать часами, погружаться в них, находя всё новые сюжетные линии, неожиданные повороты, скрытые символы, метафоры и аллюзии. У Хогарта – сложный язык. Он очень любил аллегории – так, например, обезьяны на его гравюрах олицетворяют лицемерие, собаки – чревоугодие и похоть. Хогарт учился физиологии на работах Шарля Лебрена, правильному построению композиции, работе с перспективой у Да Винчи и Гецци, в своих работал часто цитировал их, а также своих любимых: Рафаэля, Дюрера и Тициана, правда, нередко вступал с ними и в спор. Суммировав их искания и открытия, он пришел к своему пониманию красоты, которую постичь можно только путём принятия и преодоления низменных инстинктов и нечистых помыслов.

«Это его настрой, и он этому настрою следует, – говорит Марина Лошак, – и он нас пытается приблизить к своему ощущению жизни, что искусство – это, безусловно, красота, и мироздание, и это живое человеческое существо, и это чувство, а чувство важнее разума. Это очень важный посыл Хогарта».

«Если внимательно погрузиться, то можно открыть нового Хогарта, который не просто остроумен, это рефлексирующий человек который ведет диалог о красоте, и о том, что включает понятие красоты и как понимать красоту в человеке и что такое красота в искусстве», – отмечает куратор выставки Татьяна Тютвинова.

В экспозиции – и иллюстрации к знаменитому трактату Хогарта «Анализ красоты», который при жизни мастера у многих вызывал насмешки, например, когда он сравнивал формы париков с архитектурным ордером. У мастера не было литературного образования, психологию людей он изучал на улицах Лондона, внимательно наблюдая -за походкой, жестами, мимикой его жителей, часто зарисовывал интересные выражения лиц на подушечках своих пальцев. Уильям Хогарт призывал быть верным природе, боролся за реализм, был против украшательства и идеализации образов. Долгие годы, исследовав жизнь и ища ответ на один из главных для него вопросов, Хогарт пришел к осознанию, что красота заключается в многообразии.

Новости культуры