24.06.2011 | 15:42

Конкурс имени Чайковского: члены жюри вспоминают свое музыкальное прошлое

Сегодня на Международном конкурсе имени Чайковского в номинации «виолончель» завершаются испытания второго тура. И перед жюри стоит непростая задача – кому предоставить право выйти в третий тур. Членам жюри виолончелистов – известным музыкантам – цена победы хорошо знакома. Рассказывают «Новости культуры».

Антонио Менезес - обладатель Золотой медали VII Конкурса имени Чайковского. И через тридцать лет помнит, как звучала виолончель в руках его главного соперника. «За победу мы тогда боролись с Александром Рудиным. Он потрясающий виолончелист. Виртуозно играл. Но, наверное, тогда я оказался более удачливым», - говорит член жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Антонио Менезес (Бразилия). Гастроли, концерты с самыми именитыми оркестрами мира. Менезес и сегодня не мыслит жизни без выступлений. Главное, чтобы всегда был инструмент под рукой. «Я узнал, что один из конкурсантов играет на виолончели моего педагога. Этот инструмент в свое время принес мне победу на международном состязании. Сейчас нам с конкурсантами общаться запрещено. Но после конкурса я попрошу виолончель и поиграю. Хочется вспомнить те ощущения», - признается он.

В коллекции виолончелиста Давида Герингаса тоже есть Золотая медаль конкурса имени Чайковского. Тогда он был студентом, учился в Московской консерватории у Ростроповича. Помнит не только имена соперников – в финале сильнейшими оказались его сокурсники - ученики Ростроповича. В памяти сохранился и порядковый номер, который ему достался на конкурсе в семидесятом. «Шестнадцать. Это не только шестнадцать – это один и шесть = семь. Семерка это мой счастливый номер, я родился в седьмом месяце», - рассказывает член жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Давид Герингас (Германия, Литва). Сравнивая конкурсы, замечает – нынешняя программа масштабнее, чем в его время. И каждый виолончелист уже на первом туре старался сразу выбиться в лидеры. «Некоторые показали, что им нравится ошарашить, другие пошли вглубь», - делится он своими наблюдениями.

В числе именитых членов жюри - сэр Клайв Гиллинсон. Этот британский виолончелист ни разу не выступал на Конкурсе Чайковского. «Конечно, я мечтал попасть на этот конкурс. Но жизнь так сложилась, что после учебы я пошел в Лондонский симфонический оркестр, потом женился, завел детей, стал менеджером», - отмечает член жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Клайв Гиллинсон. Сегодня сэр Клайв Гиллинсон - исполнительный директор и художественный руководитель Карнеги-холл. Прослушивая выступления конкурсантов, подробно записывает, кто как играет. «А как иначе: мы за четыре дня прослушали на первом туре 25 виолончелистов. И надо запомнить. Я все записал по пунктам. Понимаете, сейчас очень высокие стандарты. Если пятьдесят лет назад публику можно было удивить техникой, то сейчас все играют на очень высоком уровне. Этого теперь мало. Должна быть красота, душа, умение увлечь публику», - считает он.

Впервые в истории Конкурса имени Чайковского для победителей будут организованы трехлетние гастроли, концерты в Карнеги-холл. Директор которого - сэр Клайв Гиллинсон, пообещал, что там будут выступать не только обладатели Золотых медалей, но и музыканты, особенно понравившиеся судьям и публике.

***

Прослушивания второго тура завершатся сегодня и для пианистов. Ну а пока они готовятся к выступлениям, почетный председатель жюри пианистов Ван Клиберн решил посетить музей квартиру выдающегося музыканта Александра Гольденвезера.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>