24.06.2011 | 16:02

"Святых Георгиев" станет больше

В этом году на Московском международном кинофестивале станет больше на одну статуэтку «Святого Георгия» больше. В рамках документальной программы «Свободная Мысль», которая существует с 2006 года (ее кураторами являются режиссер Сергей Мирошниченко и кинокритик Григорий Либергал), будет присуждена премия за лучший документальный фильм.

Возвращение в конкурс документальной программы, по мнению кинокритиков и организаторов кинофестиваля, является одним из самых значительных событий на ММКФ этого года. С момента основания Московского кинофестиваля в 1959 году конкурсный показ документальных фильмов неизменно присутствовал на фестивальных площадках, но в 1989 году эта традиция была прервана.

«Мы счастливы, что продолжаем работу на Московском кинофестивале после такого долгого, 22-летнего перерыва», - объявил на пресс-конференции куратор документальной программы Григорий Либергал. Исчезновение документального конкурса, как считает нынешнее жюри, это проблема экономического характера конца 1980-х – 90-х годов. Также на московском киносмотре был закрыт и детский фестиваль, а документальный конкурс через некоторое время трансформировался в отдельный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов, проходящий в Санкт-Петербурге, - «Послание к Человеку».

«Мы с Сергеем Мирошниченко уже шестой год делаем программу "Свободная мысль" в рамках ММКФ и теперь конкурс 2011 года получается ее логическим продолжением», - говорит Григорий Либергал. Лучшую документальную картину года определят российский режиссер и оператор Александр Гутман, датский кинокритик Туе Стин Мюллер и председатель жюри, английский кинорежиссер, сценарист и актер, президент Гильдии режиссеров Америки Майкл Аптед.

Всего в этом году на конкурс неигрового кино было прислано 480 заявок, из них были отобраны 7 картин. Также помимо самого конкурса в рамках ММКФ будет показана программа современного документального кино «Свободная мысль», в которую по традиции войдут 14 лучших документальных картин года. Среди них победитель IDFA - фильм голландского режиссера Леонарда Ретел Хелмриха «Положение среди звезд» (Position Among The Stars).

Туе Стин Мюллер: «Конкурс возродился, конечно, благодаря энтузиазму Либергала и Мирошниченко, но это только одна из историй. Дело в том, что сейчас мы живем в очень интересное время. Молодые люди, приходящие в эту профессию видят, что у них есть полная свобода и возможность экспериментировать с жанрами, новые технологии. Например, есть возможность снимать документальное кино с элементами игрового. Система образования в Европе сегодня такова, что в большинстве киношкол есть факультеты документалистики, либо специальные отделения. Даже в южных странах Европы, в которых неигровое кино пока не на таком высоком уровне, начинают появляться профильные отделения в вузах. В популяризации неигрового кино, безусловно, есть своего рода заслуга и фестивалей. Именно они прививают зрителям вкус и любовь к хорошему кино».

Как дело обстоит в России? На пресс-конференции члены жюри документального конкурса сошлись во мнении, что важную роль в популяризации неигрового кинематографа играет и система кинопроката, и заполнение телеэфира. Так, Майкл Аптед пояснил, что увеличение объема документалистики в мире сегодня связано в равной степени с внедрением новых технологий и ростом в европейских и западных странах кинотеатрального проката. «Например, премия "Оскар" в номинации "документальное кино" вручается только тем фильмам, которые выходили в кинопрокат», - говорит он. Интерес к документальным лентам возникает и благодаря тому, что новостной телевизионный формат не оставляет зрителю возможности думать, переосмыслить увиденный сюжет, хотя современному обществу нужно нечто большее, чем сухая информация, то, что может передать настоящее документальное кино.

«Снимать документальный фильм - это всегда риск, причем не только, скажем, политический аспект играет роль, - продолжает разговор Майкл Апдет. - Любое документальное кино – это в первую очередь элемент непредсказуемости, вы собираете документальный материал, но что будет в итоге, какой продукт получится, этот момент в большей степени остается неизвестным».

Александр Гутман посетовал: «Увы, в России несколько хуже обстоит дело с документалистикой. У нас большие проблемы для кооперации между странами для совместной работы и формирования общего бюджета. К сожалению, телевидение в России почти совсем перестало показывать документальное кино».

«Это проблема не только российского телевидения, меня беспокоит, что упадок общественного телевидения происходит повсеместно, и документальному кино отводится нерейтинговое место в эфире во многих странах», - дополняет Майкл Апдет.

Александр Гутман, впрочем, сделал важную оговорку: «Есть исключения: телеканал "Культура" является практически исключением из правила, и за это ему отдельное спасибо. Там уделяют время и внимание неигровому формату и даже есть ряд специальных передач, посвященных документальному кино и его проблематике. Также в эфире телеканала, что отрадно, не только западные иностранные фильмы, но и ленты российского производства».

Все материалы о 33-м Московском международном фестивале>>>