04.07.2014 | 19:28

Китайский дворец в Ораниенбауме отреставрирован и принимает первых посетителей

После реставрации Китайский дворец в Ораниенбауме принимает первых гостей. Эта летняя резиденция возведена 250 лет назад. Во время Великой Отечественной войны она, к счастью, не сильно пострадала. Но время оказалось безжалостным к великолепным интерьерам. Корреспонденты «Новостей культуры» осмотрели два обновленных зала – Розовую гостиную и так называемую «гардеробную».

К открытию двух новых залов служители Китайского дворца готовились с самого утра. Даже знаменитые бронзовые собаки, словно специально, уселись у входа в ожидании торжеств. Когда пришло время, они услышали множество комплиментов – мужеству и упорству реставраторов. А для директора музея-заповедника Петергоф восстановить творение Антонио Ринальди – и вовсе дело чести.

«В моем собственном личном архиве есть фотография, где мне пять лет, – рассказывает директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. – Мои родители привели меня к этим собакам и здесь сфотографировали, она висит у меня в кабинете. И я думаю, пока еще есть силы и время, этот дворец закончить и, если финансирование будет, это еще на два года или на три».

Китайский Дворец - это единственный в России полноценный образец рафинированного стиля рококо. Созданный для увеселений императрицы Екатерины он оказался причудливой жемчужиной в ожерелье пригородных резиденций Петербурга. Построенный на берегу пруда – дворец зимой почти не отапливался, а грунтовые воды десятилетиями подтачивали гидроизоляцию фундамента.

«Стены пострадали сильно, – отмечает главный хранитель Китайского дворца Татьяна Сясина. – Живопись, как вы знаете, разлагается при температуре плюс пять а здесь было до минус десяти. Это были неприемлемые условия».

Осушив основание дворца и создав гидроизоляционный пояс, реставраторы приступили к работе. Впервые с 1949 года. Стершийся паркет из ценнейших пород дерева, потемневший искусственный мрамор, стены, покрытые десятком слоев краски - все это требовало срочной реанимации. Еще нужно было решить какому периоду истории отдать предпочтение, ведь дворец обновлялся и перестраивался многократно. В конце концов решили сохранить сложившиеся столетиями исторические интерьеры.

«Не было такого чтобы этот цветок, например, был весь деревянный и его и позолотили, – поясняет реставратор Павел Кухарев. – Тут утрата, там утрата и позолотчики стали деликатно восстанавливать по сантиметру».

Ораниенбаум в переводе с голландского – значит «апельсиновое дерево». Для сотрудников музея это растение – своеобразный геральдический символ. Оранжевый цвет означает энергию, радость и теплоту, а эти свойства характера как никакие другие могут пригодиться петербургским реставраторам.

Новости культуры