24.06.2011 | 23:41

Московский кинофестиваль: кино, задающее вопросы

За статуэтки «Святого Георгия» на Московском кинофестивале в этом году борются авторы 17 фильмов: из Мексики, Китая, Франции, Японии, Испании, России. По традиции немало фильмов из стран бывшего социалистического лагеря. Картины очень разные по жанрам, по режиссуре, по бюджету, но у них есть общая черта - это кино не развлекает, оно задает вопросы. Итак, первый день конкурса и первые вопросы: способен ли серийный убийца полюбить и похоже ли окончание президентского срока на чеховский «Вишневый сад»? Рассказывают «Новости культуры». 

Чешские актрисы щеголяют русской речью. Они здесь с дипломатической миссией - за Вацлава Гавела. Одна из них - его супруга - Дагмара Гавлова - сыграла роль спутницы экс-канцлера в режиссерском дебюте первого экс-президента Чехии - фильме с «толстовским» названием «Уход».

«Мне это название сразу не понравилось. Я боялась, что уйдя из политики, Вацлав и из творчества думает уйти. Опасалась, что увлеченность этой темой может сказаться на его здоровье. И, действительно, перед премьерой он серьезно заболел, и до сих пор не вполне здоров, что и объясняет его отсутствие на московской премьере», - говорит актриса и супруга Вацлава Гавела Дагмара Гавлова.

Зато зрители ММКФ смогут увидеть Вацлава Гавела на большом экране: ближе к финальным титрам он войдет в кадр, чтобы показать, как выглядит освободившийся от всех атрибутов власти глава государства. Король Лир, потерявший свой вишневый сад. Литературные цитаты, политическая сатира, театр абсурда и авторская самоирония, - все, чем известен Гавел-драматург, есть в фильме «Уход». Чешские критики винили его в старомодности, и в родном прокате он не преуспел. «Но красота картинки, большие темы, мудрые мысли - разве это устаревает»? - вопрошает молодая актриса Сейдлова.

«Мы настолько привыкли ассоциировать свою личность с карьерой, успехом, домом и окружением, что теряя все это - рискуем потерять себя. Для меня фильм "Уход" - об этом», - говорит актриса Барбара Сейдлова (Чехия).

Годы, потраченные Гавелом на политику, Жан-Марк Барр учился у Ларса фон Триера, кроме актерской профессии освоил операторское искусство и монтаж. Объединил свои усилия со сценаристом Паскалем Арнольдом, и вот - уже пятый фильм в соавторстве.

«Перевод с американского» - гибрид road-movie и кино о серийном убийце - американские все жанры. Но содержание в эту форму зашито антиамериканское, - утверждают режиссеры. «Фильмы для взрослой аудитории сегодня в гетто. И виновата в этом американская киноиндустрия. Серьезно! Блокбастеры в ответе за инфантилизацию масс. Из зрителей такого кино и получаются солдаты, которые в войну играют, как в видеоигру», - считает режиссер Жан-Марк Барр (Франция - США).

«Представляете, каким сюрпризом стало для нас открытие ММКФ фильмом "Трансформеры"», - признается режиссер Паскаль Арнольд (Франция).

Снимают они иначе, чем Майкл Бей: бюджет - сто тысяч евро, десять человек в съемочной группе, режиссер заодно и оператор, и монтажер, и в эпизоде играет. Исполнивший роль убийцы Пьер Перрье отвечал за кастинг и грим своих жертв. «Перевод с американского» - история любви - история болезни - исследование границ свободы и терпимости. От моральных оценок авторы воздерживаются.

«Наш герой считает, что все мы - "дети божьи", что все хорошее - свободное и дикое. И поймите - это не оправдание убийства, это вопрос. Но чтобы он прозвучал, зритель должен сочувствовать герою, и мы, конечно, работали над этим», - объясняет режиссер Паскаль Арнольд (Франция).

«Думать, что серийные убийцы страшные, толстые, и кровь у них с клыков капает, - нереалистично. Я изучил вопрос. Они, бывает, выглядят, как обычные люди, а бывает, очень красивые, вызывающие доверие люди, в которых запросто можно влюбиться, которые и сами способны любить. Кто же от этого застрахован?», - предостерегает актер Пьер Перрье (Франция).

Европейский вариант «Прирожденных убийц», снятый по законам триеровской «Догмы», на ММКФ показывают с грифом «не для слабонервных». Но это потому, что никто голливудские фильмы толком не анализирует, - обижаются режиссеры.

Все материалы о 33-м Московском международном фестивале>>>