03.07.2014 | 18:58

В Москве открылась выставка фотографий Анатолия Гаранина

В Москве открылась выставка фотографий Анатолия Гаранина – две сотни уникальных снимков из личного архива, который в 2008-м году передали РИА Новости сыновья фотожурналиста. Довоенные и кадры, сделанные в годы Великой Отечественной, политические фоторепортажи и снимки богемной жизни Москвы 70-х. Всё это - энциклопедия жизни в СССР, оформленная в виде иллюстрированного журнала «Советский Союз», одним из сотрудников которого был Анатолий Гаранин. Рассказывают «Новости культуры».

Для современной публики фотографии Анатолия Гаранина, который родился еще в Российской Империи, и лишь год не дожил до распада Советского Союза – это энциклопедия жизни страны и людей XX века.

Он видел и снимал, как солдаты уходили на фронт в 41-м. Вместе с ними был в бою и сидел в окопах. Легендарный снимок «Смерть солдата» он сделал на передовой, рискуя жизнью. Осколок снаряда попал в фотокамеру, чудом не ранив Гаранина.

1955 год, мирная Москва – счастливый отец забирает из роддома жену и ребёнка. Омск – молодые хозяйки изучают новые рецепты в женском клубе.

После войны Гаранин снимает повседневную жизнь советских людей. Много ездит по стране.

«Это феноменальные фотографии, – считает генеральный директор Российского международного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв. – Если посмотрите на эстетику, на взгляд, возможность проникнуть в душу. Все говорят о загадочной русской душе, а он проникал в загадочную советскую душу».

Гаранину доверяли съёмки высших лиц государства. Каждый снимок, как пропуск в политические кулуары. Вот кадры, которые вошли в историю, - визит Никиты Хрущёва в Америку во время холодной войны. Тогда Гаранин запечатлел историческое рукопожатие советского лидера и Эйзенхауэра.

«Папа был великим не просто фотомастером, а великим человеком, – вспоминает сын Анатолия Гаранина Алексей Гаранин. – Он со всеми лидерами общался на равных, никогда не лебезил. Очень был сдержанный, очень скромный».

Сцены из спектаклей, репетиции, закулисная жизнь легендарной Таганки сквозь призму гаранинского объектива. Театр был одним из его увлечений. Юрий Любимов позволял Гаранину снимать даже во время представлений. На фотографиях, сделанных практически в полутьме, Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Марина Влади.

Гаранин не просто фиксировал момент, а, как он сам говорил, продлевал мгновение.

Новости культуры