03.07.2014 | 19:11

В Музее Тропинина обратились к миру русской деревни

В Музее Тропинина обратились к миру русской деревни. Выставка с таким названием объединила работы художников XVIII-первой четверти XX века – Тропинина, Архипова, Каменева, Коровина. Крестьянский мир с его культурой, бытом, средой обитания фактически канул в лету. Но остался надолго сохранен на этих полотнах. Рассказывают «Новости культуры».

«Старик, обстругивающий костыль» – эта картина выставлялась ещё при жизни автора Василия Тропинина, и тогда иностранцы не поверили, что полотно написал русский художник.

«Это вы Рембрандта поставили, вы что-то перепутали. Потому что настолько проникновенно чувство света, чем отличался Рембрандт, написание самого лица и всего этого живописного холста, что не верили. Буквально ходили, смотрели, что правда или нет, там выясняли», – рассказывает директор музея В.А.Тропинина и московских художников его времени Ирина Егорова.

Кстати, не одного иностранного художника пленила красота русских девушек. На выставке их портреты кисти итальянца Гандольфи и француза Барбье. Сосредоточенные, нежные и, кажется, беззаботные… страх и полное отсутствие представления о том, что будет дальше – в глазах «Женщины с картами» Нестерова. На что она гадает, понятно – картина датирована 1918-м. Многим раньше – в 1873, в таком же красном платке, крестьянка идёт на полевые работы – эту, пронизанную солнечным светом картину написал Каменев. А работа Архипова «Радуница» – из фондов музея – выставляется впервые.

«В Пасху на 9-й день. Ещё идут пасхальные дни. Народ собирается на кладбище – на могилы своих предков и поминают их, понимая, что у Бога всё едино. Он принадлежал к передвижникам и вот этот вот глубокий интерес к народу, передача характера – здесь каждый абсолютно занимается своим как бы делом», – рассказывают куратор выставки, хранитель экспозиции Надежда Кузнецова.

Будни, праздники, время помолиться и помечтать. Для большего погружение в то время – игрушки, предметы быта, правда, дворянские.

Эти шкафы не расписные, как может показаться. Они собраны. Этот французскими, а этот русскими мастерами из разных пород деревьев: сосны, ореха, розового дерева… Датированы серединой XIX века, а кому принадлежали неизвестно. Как и это зеркало. Специалисты говорят, что напыление серебра в нём создаёт особую центровку. И в таком зеркале кажешься ещё стройнее.

Дворянство и крестьянство были связаны неразрывно. А потому на выставке решили представить изображения дворянских поместий – усадьбу Горенку, запечатленную неизвестным графиком. И работу кисти немецкого художника Гуттенбруна – портрет князя Александра Куракина – тайного советника, которого за пристрастие к драгоценностям прозвали «бриллиантовым» и лучезарным. Правда, здесь он печален. Говорят, в 1819, когда шла работа над портретом, от службы он был уже отстранён. Куракин изображён на фоне своей усадьбы «Надеждино», о красотах которой писал престолонаследнику.

Новости культуры