27.06.2011 | 10:25

Кульминация Конкурса Чайковского

На Конкурсе Чайковского начинаются заключительные прослушивания – пианистов и виолончелистов в Москве, скрипачей – в Петербурге. К третьему туру в каждой специальности допущены по пять музыкантов. Многочисленные нововведения на нынешнем смотре коснулись и порядка выступления финалистов – им предстоит играть не по два концерта за вечер, а по одному. Зато на сцену им придется выйти дважды. Накануне конкурсанты репетировали с оркестрами: пианисты – в Большом зале консерватории, виолончелисты – в Зале Чайковского. О тех, кто сегодня в одном шаге от победы, рассказывают «Новости культуры».

В правилах XIV конкурса Чайковского много изменений. Нравится это кому-нибудь или нет, но участникам предоставлена большая свобода выбора. И потому Чайковского играли далеко не все и далеко не во всех турах. Равновесие восстановит финал: неизменный первый концерт Чайковского прозвучит пять раз. И два из них – уже в этот вечер.

Первым концерт Чайковского сыграет Александр Романовский, представляющий Украину, но уже 14 лет живущий в Италии. Десять лет назад этот мушкетер – а он всерьез занимался фехтованием – выиграл престижный конкурс Бузони. За что был вознагражден солидной концертной практикой, порядка 60 выступлений в год, и ненужностью доказывать, что он – серьезный пианист.

«Очень многие мне советовали не принимать участие в конкурсе, потому что это своеобразный риск, – говорит Романовский. – Но если музыкант уверен в своих силах, важно не бояться».

Вторым на сцену поднимется самый юный финалист – 17-летний Сенгчжин Чо из Кореи. Программу выбрал клиберновскую, смелую и претенциозную: сочетание Первого концерта Чайковского и Третьего Рахманинова. Своего рода репертуарный брэнд конкурса.

«Приход Клиберна и исполнение им Третьего концерта Рахманинова осталось исторической эмблемой конкурса, – говорит Елена Черемных, историк Конкурса им. П.И. Чайковского. – И если мы ждем от конкурса вот этих лирических пианистов, способных дружелюбно, грустновато описать, эти люди будут играть Третий концерт Рахманинова».

Кстати, сам Ван Клиберн накануне финала тоже заглянул в Большой зал консерватории. Вспомнил, где стоял стол, за которым сидело жюри и всех, кто оценивал его тогда, в 58-м.

Взяв несколько аккордов на конкурсном рояле, Клиберн – под вспышки фотографов – удалился. Последний участник первого дня финала – Даниил Трифонов подробно прошел с дирижером Александром Дмитриевым партитуру первого концерта Шопена.

Трифонов – единственный, кто выбрал для финала Шопена. Но этим он мало кого удивил: на последнем конкурсе Шопена в Варшаве он стал третьим. А до этого были награды на детском Евровидении, конкурсе Рубинштейна и Гран-при на конкурсе «Щелкунчик», который проводит наш телеканал. Так что Даниил – опытный боец.

«Здесь прекрасная акустика, рояли, - говорит музыкант. – Надо получать удовольствие».

Получать удовольствие Даниил начнет уже сегодня вечером, исполнив Первый концерт Чайковского. Виолончелисты в очередной раз подтвердили – это самая интернациональная специальность на конкурсе: в третьем туре – представлены Италия, Армения, Беларусь, Франция и Германия.

«Я счастлив: я вышел на финишную прямую, я так близко от призовых мест, к тому же мне очень нравится играть с оркестром – чего еще желать», - говорит финалист Норберт Ангер.

Финалистам пришлось покинуть уютный Малый зал московской консерватории, к которому они уже успели привыкнуть, и переехать в более просторный Концертный зал Чайковского. На эту сцену они выйдут с оркестром имени Светланова дважды, чтобы исполнить обязательные «Вариации на тему рококо» Чайковского и концерт на выбор. Программа объемная – потому никаких выходных: сплошные репетиции. Первая – с дирижером Марком Горенштейном.

«То, что они делают – это ведь не собственное дело солиста, это ведь какая-то совместная история, - говорит Марк Горенштейн. – Понятно, что мы должны им помочь, саккомпанировать, но это совместная история».

Репетиция с оркестром – это уже не просто пометы на полях в партитуре, доходит и до жарких споров, если у дирижера и виолончелиста разные представления о звучании того или иного музыкального фрагмента.

«Это абсолютно нормальное явление, потому что истина рождается в споре. Я не могу сказать, что у нас были споры, просто иногда, довольно редко, разные взгляды на фразировку», – говорит Нарек Ахназарян.

Еще один участник, белорус Иван Каризна, в первый день финала будет играть Чайковского. В третий – выйдет на сцену, чтобы исполнить Элгара. В отличие от остальных конкурсантов, для которых произведения на выбор – это уже сыгранные, хорошо знакомые концерты, Иван решил рискнуть: Элгар для него – премьера.

«У меня не было такого большого концерта до сих пор в репертуаре, который я мог бы вынести на финал конкурса Чайковского, - говорит Каризна. – Поэтому у меня были раздумья, я хотел сначала Шостаковича, потом сделал выбор в пользу Элгара. Музыка очень светлая, очень добрая, моя музыка».

Свое любимое музыкальное произведение будет исполнять и француз Эдгар Моро. Он выбрал Шумана. Уверен, что его виолончель обязательно принесет удачу.

«Это замечательная виолончель, очень красивая, работы Давида Эклера, – говорит Моро. – Она очень-очень хорошая, на ней так приятно и легко играть».

Играть для сотен слушателей непривычно, но очень приятно, – признаются виолончелисты. Есть у зала Чайковского еще одно преимущество перед Малым консерваторским. До сих пор жюри на прослушиваниях виолончелистов практически никто не видел – судьи сидели на балконе и вход туда для прессы был закрыт. Теперь публика наконец-то увидит прославленных на весь мир музыкантов, среди которых будет и почетный гость финала – композитор Кшиштоф Пендерецкий. А участники лицом к лицу встретятся с теми, кому предстоит решить их судьбу.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>