30.06.2014 | 12:51

Исполняется 80 лет со дня рождения Инны Ульяновой

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСР Инны Ульяновой. Она говорила, что не знает, откуда и когда у нее появилась уверенность в своем призвании. Будущая актриса в театральных кружках не занималась, а внешне выглядела как ребенок. Но всё же, подала документы в Щукинское училище и сразу поступила. Инна Ульянова блестяще играла на сценах ленинградского Театра комедии и московского на Таганке. Но народную любовь актрисе принесло кино. Эпизодическая роль в «Семнадцати мгновениях весны» и роль Маргариты Павловны в «Покровских воротах» вошли в историю отечественного кинематографа. Рассказывают «Новости культуры».

Комедийный талант Инны Ульяновой первым – задолго до роли Маргариты Павловны в «Покровских воротах» – разглядел легендарный Николай Акимов. Режиссер, считавший, что «до комедии актеру нужно не опуститься, а дорасти» безошибочно оценил потенциал юной выпускницы Щукинского училища. За десять лет работы в Ленинградском театре комедии актриса сыграла множество великолепных ролей. Но несмотря на востребованность и любовь ленинградских зрителей, Инна Ульянова решает уехать в Москву. Начинается таганский период ее творчества – в труппе под руководством Юрия Любимова.

«Юрий Александрович был очень суров с людьми, которые предпочитают праздничную жизнь, Ульянова была предназначена к праздничной жизни, – вспоминает актер, режиссер Вениамин Смехов. – Драматическое искусство на гране оперетты. Вот такая она была. И с этим качеством ее всемогущим юмором, иронией, к самой себе ко всему, режиссерам иногда надо было бороться».

Но, несмотря на разногласия с режиссером, в этот период актрисе удалось воплотить на сцене ряд запоминающихся образов сильных, властных женщин: хозяйка в спектакле «Жизнь Галилео Галилея», императрица в «Пугачеве», Госпожа Дамбрез в телеспектакле «Фредерик Моро». В этих характерных ролях Ульянова нащупала ту самую интонацию, которая чуть позже прогремела на всю страну.

Образ Маргариты Павловны, этакого «генерала в юбке», написан как будто специально для Инны Ульяновой. Сложно поверить, но сначала Михаил Козаков хотел предложить роль Наталье Гундаревой. То, что играть жену Хоботова будет Ульянова – актриса, на тот момент известная, в основном, по театральным работам, режиссер решил буквально за несколько месяцев до начала съемок.

«Она и в кино оставалась театральной актрисой, – считает киновед Кирилл Разлогов. – Она и в кино играла на зрителя, но в случае Хоботова и других ролей, которые ей предлагали, на зрителя одновременно играли и ее героини».

Друзья актрисы вспоминают: многие черты ее персонажей были свойственны и самой актрисе. Волевой характер в сочетании с остроумием: попасть на острый язык Инне Ульяновой боялись все. Хотя шутила актриса настолько тонко, что всерьез на нее никто не обижался. При этом Инезильда, как ее звали на Таганке, не терпела панибратства, со всеми – от режиссера до самых юных коллег – общалась исключительно на «вы».

«Она не любила босячества, драные джинсы, свитера, – вспоминает заслуженный артист России Александр Яцко. – Она правильно относилась к работе. К любой работе, которую посылает судьба – как к серьезному и заслуживающему всего его душевного внимания подарку».

Дама с лисой в «17 мгновениях весны», Ольга Николаевна в «Утомленных солнцем» – ее эпизодические роли всегда запоминались. Каждое появление на сцене или в кадре всегда попадало точно в цель. И запоминалось навсегда. Это ли не признак высшего признания?

Новости культуры