27.06.2011 | 12:32

Омский академический симфонический оркестр представляет цикл необычных концертов

«Оркестр без смокингов» - так называется новый проект Омского академического симфонического оркестра. Музыканты предстанут перед зрителями в нетрадиционной для симфонических концертов одежде и исполнят не только классическую музыку. По замыслу организаторов, уход от формальностей должен существенно расширить круг посетителей филармонического зала. Первой в этом цикле стала программа «Сто рокеров». Рассказывают «Новости культуры».

Появление байкеров на концерте симфонической музыки классическую публику озадачило. Зато ничуть не смутило музыкантов симфонического оркестра. Банданы, футболки и джинсы. Дресс-код на концерт «Сто рокеров» был продиктован афишей. В программе – произведения в стиле рок.

«От додекафонии до мейнстрима – все очень интересно, – говорит Дмитрий Васильев, главный дирижер Омского академического симфонического оркестра. – Неважно, в каком стиле, главное, чтобы это было талантливо. В искусстве, кажется, нет запретов. Есть один запрет – на бездарность».

Виниловый диск с записью рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» Валентину Барыкину подарил отец. Еще школьниками тайком слушали запрещенную музыку. Спустя годы уже композитор Барыкин предложил свою трактовку культовой оперы. Так появились его «Метаморфозы» – несколько разнохарактерных симфонических пьес, объединенных не столько мелодикой, сколько сюжетом знаменитого произведения.

Из пяти симфоний, созданных петербургским композитором Юрием Козулиным, три – с элементами рока. В Омске для исполнения его последнего сочинения,симфонии «Дорога», команде музыкантов симфонического оркестра пришлось потесниться: в партитуре – электрогитары и ударная установка.

«Композиторы не могут находиться вне публики, вне того, что вокруг них звучит, - говорит композитор Юрий Козулин. – Нельзя замыкаться в узкой профессиональной сфере академической».

Но, несмотря на талант современных композиторов, новая музыка, по-прежнему, редкая гостья в филармонических залах.

«Искусство, в том числе и симфоническое, становится все более коммерческим, – говорит Валентин Барыкин. – Есть какой-то круг шлягеров, на которые придут все. И филармонии заинтересованы в том, чтобы продать билеты и гораздо меньше заинтересованы в том, чтобы рискнуть и пригласить автора с каким-то новым произведением и уж тем более его заказать».

У готовых пойти на риск дирижеров проблемы свои. Не так-то просто отыскать сегодня партитуры современников.

«Сейчас у композиторов, сколько я ни искал, нет внятного сайта или форума, куда бы они выкладывали свои партитуры или записи, чтобы дирижер или интересующийся исполнитель узнал, что есть такой композитор, – говорит Дмитрий Васильев. –Композиторы сами пока не прикладывают усилий к популяризации своей музыки».

Небоязнь риска, новых имен, новых произведений – вот условия вечно искомой музыкальной свободы, которая, по мнению главного дирижера омского оркестра Дмитрия Васильева, и есть новая музыка. Ее гораздо проще открывать «без смокингов».