27.06.2011 | 15:42

Восточноевропейское кино - в конкурсной программе ММКФ

Пять дней уже позади, пять – еще впереди. 33-й Московский кинофестиваль отмечает медиану. Внимание критиков сосредоточено на основном конкурсе, в котором представлено семнадцать картин, восемь из них – из стран Восточной Европы. Общая история, сходные социально-политические проблемы – русского зрителя многое объединяет с режиссерами и зрителями из Польши и Сербии, Болгарии и Венгрии. Рассказывают «Новости культуры».

Юдит Элек - режиссер с долгой памятью и трагическим опытом. Она выжила в Будапештском гетто и при коммунистическом режиме. Когда запрещали снимать художественное кино, снимала документальное.

«Я прожила в условиях разного рода тоталитарных режимов большую часть своей жизни. Что я могу сказать? Для художника в таких условиях есть два способа говорить: скрытое, окольное высказывание или прямое, которое, несмотря ни на что, тоже возможно. Нужно идти прямо, пока не упрешься в стену, и подробно панорамировать эту стену. Я нахожу это небесполезным», – говорит она.

В «Возвращении» Юдит Элик возвращается к своей детской травме: она выжила, а ее родные – нет. Избавит ли от чувства вины возвращение на место трагедии? Особенно если место это по-прежнему гиблое, вместо Гитлера - Чаушеску?

«Оказывается, в прошлом есть все: и горе, и радость, и все твое, настоящее. Пока не решишься признать своими самые страшные воспоминания, не вспомнишь и светлого. Так и будешь жить без корней и памяти», – убеждена актриса Кэтлин Гати. 

Для нее, как и для Юдит Элек, «Возвращение» – история личная. Ее родители из Трансильвании, эмигрировали в 1956 году, когда к власти пришел Чаушеску. Она родилась уже в Канаде, снимается в Голливуде, но чувствует себя уроженкой Восточной Европы.

«Я живу здесь, я здесь дома», – заверяет актриса.

Вместо тяжелой дороги на родину перед героями фильма «Кеды» лежит легкая дорога к Черному морю. Это напоминает фильм «Пляж», только на болгарский лад – без экзотики. Он снят в родных местах, которые становятся все менее общими.

«Думаю, это поколенческий фильм. О сегодняшних тридцатилетних, которые и жизнь при социализме застали, и в новой жизни участвуют. Могут сравнить», – поясняет Валерий Йорданов.

Режиссеры Валерий Йорданов и Иван Владимиров – дебютанты с легким дыханием. Много моря, музыки, естественности, но и в отсутствии критического мышления их не обвинишь. Шестеро молодых людей, одного из которых играет сам режиссер, рассказывают о себе, снимают любительское кино, дурачатся, ловят рыбу, музицируют, дружат и тем самым держат оборону против агрессивных капиталистов, полицейских и гопников. 

«Мы счастливы, что смогли отбить "Кеды" у других фестивалей», – подчеркнул член отборочной комиссии ММКФ Петр Шепотинник.

Молодежный фильм про эскапизм из Болгарии, психоаналитический фильм про Холокост из Венгрии – такие разные, но каждый рассказывает о возможности сохранить достоинство и радость в мире насилия.

Все материалы о 33-м Московском международном фестивале>>>