27.06.2014 | 15:34

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10»

28 июня в Петербурге открывается одна из самых крупных европейских биеннале современного искусства. За право принять кочующую «Манифесту 10», которая в этом году отмечает 20-летие, состязались Киев, Таллинн и Петербург. Победил соблазн разместить работы почти шести десятков современных авторов из разных стран в стенах Эрмитажа.  Рассказывают «Новости культуры». 

Эрик ван Лисхау – единственный из участников «Манифесты-10», кто показал закрытую часть Эрмитажа широкой публике. В подвалах музея он провел полгода. Все это время работал и отдыхал в обществе знаменитых кошек. Итогом стал добрый и смешной фильм о животных.

Этой весной петербургская художница Елена Ковылина собрала более восьмидесяти молодых людей на Дворцовой площади. Девушка попросила всех выстроиться в одну шеренгу и встать на стулья. Каждый принес с собой табуретку с подпиленными ножками, чтобы компенсировать разницу в росте. Именно так Елена Ковылина показала, что такое «равенство». «Мы все разные, нет ни одного человека на Земле похожего, повторяющегося, мы все уникальны, и вот в этой своей уникальности мы все равны перед творцом», - убеждена она.

Казалось бы, невозможно погрузиться с головой в картину. Но Отто Цитко раздвигает границы возможного. Он создал работу, которая буквально обволакивает человека, словно липкая паутина. Зритель словно оказывается внутри и становится непосредственным участником изображенного действия. Как признается Отто Цитко, у него не было четко обозначенной темы, но Петербург как город трех революций ее подсказал. «Почему и как я выбрал именно этот цвет - всегда первый вопрос. Но это зависит от ситуации. Если цвет сильный и подходит для данной темы, то я выбираю его. Это первый пункт. Второе - я пытаюсь понять, что именно подходит для темы. В данном случае цвет ассоциируется с революцией, с революционной пропагандой, с чем-то социалистическим или коммунистическим», - объясняет Отто Цитко.

Франсис Алис проехал из Антверпена в Петербург на «Копейке», тем самым осуществив свою юношескую мечту, и спустя 30 лет разбил ее вдребезги. Ведь без конца нет и начала. У мечты Франсиса Алиса - давняя история. В один прекрасный день молодые люди решили сбежать от буржуазного общества и отправиться в Ленинград. Но машина сломалась за тысячи километров от границы с Советским Союзом. Проект Франсиса Алиса это даже не инсталляция - это мечта в движении и самая яркая работа, наиболее точно характеризующая «Манифесту 10». «Это настоящая история двух людей, привлеченных Советским Союзом. Мы жили в буржуазном мире. Нам хотелось увидеть альтернативный мир. Мы не были с ним знакомы, лишь абстрактно. У нас было идеалистическое представление. Тридцать лет спустя я напомнил своему брату о нашем путешествии и предложил снова отправиться в Петербург, чтобы освободиться от этих иллюзий, от всех иллюзий нашего детства», - рассказывает художник Франсис Алис.

«Манифеста 10» поражает своим масштабом. Организаторы биеннале долго сомневались, стоит ли привозить выставку в Петербург, но в итоге сделали правильный выбор. Как отметил Михаил Пиотровский, исторически в Эрмитаже всегда гармонично соседствовало классическое и современное искусство.

Новости культуры
 

Читайте также:

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10» откроется в Эрмитаже 28 июня