27.06.2011 | 16:14

Петропавловский собор готовится к трехсотлетию

Торжественным молебном Петропавловский собор Санкт-Петербурга отметил начало работ по реставрации иконостаса. Она длится уже около двадцати лет. Через год старейший храм города отметит свое трехсотлетие, и к этому моменту специалисты надеются восстановить убранство творения мастера Ивана Зарудного. Рассказывают «Новости культуры».

За свою почти трехсотлетнюю историю иконостас Петропавловского собора пережил три серьезных ремонта, но ни один из них не был достаточным с точки зрения сохранности и восстановления авторского замысла. Последний реставрационный штурм с многочисленными передышками идет уже двадцать лет. Причина остановок банальна, пунктирное финансирование позволило выполнить только десятую часть необходимых работ.

Парадоксально, но можно сказать, что одну из главных ролей в деле реставрации иконостаса Петропавловского собора сыграл царь-освободитель Александр Второй. Во время торжеств, посвященных 150-летию отмены крепостного права, в соборе у гробницы императора проходила церемония с участием президента Дмитрия Медведева. Таким образом, у музейщиков появилась возможность напомнить главе государства о главной реставрационной проблеме главного памятника Петербурга.

Для тридцатых годов XVIII века иконостас Петропавловского собора выглядел авангардно. Открытое заалтарное пространство, обилие обьемной скульптуры. Согласно замыслу мастера Ивана Зарудного, которого направлял вездесущий Петр, иконостас служил подобием триумфальных ворот. Монументальный памятник должен был прославлять победы империи, и с этой задачей Зарудный справился блестяще.

«Он руководил. Попросил червонцы для золочения, потому что они в распущенном виде имели красивый красноватый оттенок. Три вида золочения было использовано. Это дало игру света», - объясняет ведущий научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга.

Иван Зарудный скончался, не дождавшись окончания работ. После доноса его обвинили в перерасходе средств, потом было долгое судебное разбирательство. В деле реставрации уникального памятника петровского барокко церковь и музей проявляют исключительное единство. Закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения вызвал вопрос о будущем главного храма Петербурга, но сегодня представители епархии говорят о примере удачного компромисса.

«Юридическая сторона является делом десятым, если не сотым. Главное - реальная жизнь. Храм должен наполниться, то есть функции, для которых он был создан – богослужение. Ну, оно есть. Есть богослужение, есть экскурсии», - говорит игумен Александр Федоров, профессор института имени И.Е. Репина Российской Академии художеств.

Цена реставрации на сегодняшний день 200 миллионов рублей. О сроках дирекция музея говорит очень осторожно.

«Мы говорим об иконостасе, а на самом деле поднимаемся выше: барабан, восстановление картин, «обеспыливание» и т.д., то есть это - не только иконостас. Разные сроки назывались – от двух лет до года. Я за то, чтобы мы, начав, не останавливались», - отмечает директор Музея истории Санкт-Петербурга.

Скульптурное убранство Петропавловского иконостаса не имеет аналогов в Петербурге. С начала девяностых годов мастерам удалось восстановить и заново позолотить около тридцати фигур.

«Ну, мы пока не разбежались, хотя стали уже бабушками, хотелось бы закончить раньше, хотя бы для нынешнего поколения», - выражает надежду реставратор-позолотчик Галина Доля.

Будут ли заканчивать реставрацию те же мастера, которые начинали в соборе двадцать лет назад - одна из интриг сегодняшнего дня. Вместе с финансированием пришла новость о другом претенденте, фирме-подрядчике. Окончательный выбор исполнителя работ - за Министерством культуры и дирекцией музея.