26.06.2014 | 11:48

В петербургском цирке на Фонтанке начинается масштабная реконструкция

Реконструкция знаменитого петербургского цирка на Фонтанке займёт полтора года. Здание, построенное в 1877-м году, последний раз реставрировалось в начале двухтысячных. Тогда был воссоздан исторический облик фасадов, лепной и скульптурный декор. Теперь капитального ремонта требуют внутренние помещения. Обновятся и цирковые программы. Рассказывают «Новости культуры».

Сегодня на арене не горят софиты, нет реквизита для фокусов, да и под куполом – никого. Так Цирк на Фонтанке прощается со зрителями. По-прежнему родной, но уже не очень уютный и совсем не современный, он словно просит запомнить его таким. Потому что таким он уже больше никогда не будет.

Изменится амфитеатр – интерьеры приблизят к историческому облику времен братьев Чинизелли. Неудобные советские кресла заменят на более комфортные. Невозможно вытянуть ноги – это, пожалуй, главное, на что жаловались зрители. Расстояние между рядами теперь станет больше, зато самих кресел – меньше, почти на треть. По снимкам, сделанным сразу после Октябрьской революции, когда имперская роскошь еще была нетронутой – восстановят и царскую ложу.

«Сейчас там размещается оркестр, – говорит главный инженер проекта капитального ремонта и реставрации Антон Алексеев. – С другой стороны, имеются исторические свидетельства – в виде фотографий, соответственно, наш проект капитального ремонта предполагает реставрацию в данной царской ложе – с приведением ее к историческому виду».

Ремонтировать будут не только опираясь на традиции – здание цирка памятник истории – но и соблюдая современные нормы. К манежу подведут вентиляцию: обещают, это должно избавить от характерного неприятного запаха. Хотя за кулисами его обожают.

«Запах цирка, он всегда особенный, точно так же, как театра, закулисной части, – считает инспектор манежа, шпрехшталмейстер Юрий Лысенко. – Знаете, как говорят, ой, что это такое, пахнет... ээээ, пылью. Эта пыль – это самая лучшая специя».

Инспектор манежа Юрий Лысенко ведет в конюшни – цирковые лошади давно разбежались по гастролям. Почти полтора года они проведут вдали от родного стойла. Когда вернутся – здесь будет просторнее и светлее, но все равно – очень знакомо.


Единственное, что в этой истории вызывает вопросы, так это знаменитый купол. Абсолютно новаторский для девятнадцатого века, сегодня он уже устарел и обветшал. Несущие конструкции больше не выдерживают тех нагрузок, которые нужны в современном цирковом представлении.

В июне их еще раз досконально обследуют – из-за этого накануне даже отложили конкурс с выбором подрядчика. Возможно, для новых постановок и купол нужен - новый.

«Сама реконструкция – это не только восстановление того здания, которое исторически сложившееся было и обновить конструкции, но и создание совершенного нового цирка, – говорит и.о. директора большого Санкт-Петербургского государственного цирка Сергей Важенин. – Нового цирка не только с точки зрения архитектуры, а именно точки зрения наполнения циркового искусства».

Худрук цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин, говорят, уже занят подготовкой новых программ. Во всяком случае, на этом прощальном представлении – он не присутствовал. Новые афиши должны появиться у входа уже в ноябре следующего года, тогда планируют завершить капремонт. А к нынешнему декабрю в центре обещают устроить уличное шапито – правда, точное место пока не выбрали.

Новости культуры