24.06.2014 | 10:01

"Боярыня Морозова" прибыла в Петербург

Фестиваль «Звёзды белых ночей» познакомил Петербург с оперой Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». Премьера состоялась на новой сцене Мариинского театра. Композитор не впервые обращается к христианской теме в своём творчестве. Русская церковная традиция вдохновила его на создание концерта для оркестра «Звоны», камерно-инструментального сочинения «Фрески Дионисия», «Стихиры к тысячелетию крещения Руси» для симфонического оркестра. Новая опера продолжает стремление Родиона Щедрина к экспериментам с жанрами и композиторскими приёмами. Рассказывают «Новости культуры».

Музыкальное сопровождение звучит, будто колокольные перезвоны. Для создания такого эффекта оркестр составили из минимума инструментов. Труба, литавры и другие ударные – крайне аскетический набор по меркам оперы. Церковную атмосферу создают также смешанный хор и четверо солистов: поют на старославянском.

Еще одним кардинальным отличием от классической оперы стало отсутствие на сцене театрального действия. Боярыня Морозова представляет собой концерт, а не постановку. Дирижировал маэстро Валерий Гергиев.

«Произведение рассчитано на сострадание, на понимание и на какую-то отзывчивость. Так что я очень надеюсь, что мы много лет будем жить с этим произведением», – говорит Валерий Гергиев.

Форма продиктована содержанием. Русская хоровая опера – так композитор Родион Щедрин определил жанр своего творения – повествует о расколе русской православной церкви. Либретто написано на основе исторических документов XVII века.

«Тут ни одного нет поэтического или писательского слова, – поясняет Родион Щедрин. – Это подлинные слова протопопа Авакуума из его жития и из его писем боярыне Морозовой в заточении».

Фестиваль «Белые ночи» уже привычно радует разнообразием и высоким уровнем программы. Тем не менее, опера Родиона Щедрина смогла произвести особое впечатление на публику Петербурга.

Новости культуры