20.06.2014 | 11:34

Реставраторы сели за парты

Реставраторы сели за парты. В Омске проходит международный научно-практический семинар, посвященный вопросам исследования и сохранения произведений голландской живописи. Специалисты из многих реставрационных центров и музеев России знакомятся с новейшими технологиями восстановления старинных полотен. Рассказывают «Новости культуры».

Преподаватель реставрационного ателье Лимбурга Кейт Сеймур с гордостью демонстрирует возможности станка, который изготовили омские мастера по специальным чертежам голландского столяра. Механизм позволяет с точностью до миллиметра и во всех направлениях зафиксировать сложенные друг с другом доски. Деревянная основа – это особенность голландской живописи. И испытание для реставраторов. Материал тщательно отбирался: живописцы отдавали предпочтение балтийскому дубу с клеймами обработчиков из польского Гданьска. Но от влажного климата картины увеличивались в объеме, а при высыхании дерево сокращалось. Секретами восстановления шедевров в эти дни делятся специалисты на международном семинаре в Омске.

«Если вы исследуете голландскую живопись, вам обязательно нужно ехать в Россию, – считает директор Фонда культурной инвентаризации Лия Гортер. – Здесь огромная коллекция работ наших соотечественников. И уникальные мастера-реставраторы, которые творят чудеса».

Вот этот натюрморт Мельхиора де Хондекутера, голландцы его называли «Птичий Рафаэль», для своей дочери заказал председатель Императорского исторического общества Александр Половцев. Свидетельство тому – надпись на обороте холста. Авторство художника подтверждено микроскопическими исследованиями структуры картины. Такие открытия в региональных музеях России, по мнению руководителя столичного НИИ реставрации Дмитрия Антонова, скорее, исключение из правил.

«Музейный фонд Российской Федерации – это 75 миллионов экспонатов, – говорит Дмитрий Антонов. – Из них только 15-20 процентов находится в столичных городах. Остальные – в регионах. Должен же кто-то ими заниматься, следить за ними. Учитывая, что омский музей имеет реставрационную базу, то мы поможем музею создать реставрационный центр, обслуживающий сибирский регион».

Гости из Голландии высоко оценили степень сохранности сибирской коллекции, предложив коллегам активно использовать в работе метод управления рисками. Особый режим света так важен чутко реагирующим на ультрафиолет картинам. Чудо-рецепты снадобий из осетрового клея и мёда, о которых рассказали сибирские реставраторы, голландские коллеги взяли на вооружение.

Новости культуры