19.06.2014 | 09:48

В Государственном музее Востока открылась выставка петербургского художника Рашида Доминова

В Государственном музее Востока открылась выставка петербургского художника Рашида Доминова, которой дано название «Приглашение к путешествию». Это и путешествие в прямом смысле. По разным местам, в которых был художник, и впечатления от которых передал в своих картинах. Это и путешествие вглубь каждой из этих картин. По словам Рашида Доминова, он по происхождению театральный художник, и подход у него соответствующий. На картину он смотрит как на некую сцену для какого-то действия. «Что-то происходит с этим местом, – говорит он, – но самого действия на картине нет». Рассказывают «Новости культуры».

Все эти работы – новые, их около 80. Показываются впервые. Созданы Рашидом Доминовым за последние три года. В основном это живопись – к ней мастер давно не обращался, больше работал как иллюстратор и театральный художник: им оформлено около 30 спектаклей. Но живопись для него всегда была на первом месте. После небольшой паузы Доминов снова взялся за кисть, результат – эта выставка «Приглашение к путешествию».

«Тут три серии, – рассказывает художник. – постоянные воспоминания о детстве, которые возвращаются в новых ощущениях, и работы которые навеяны путешествиями в Иран и Италию – они обычно тоже делаются по свежим впечатлениям и такая обычная жизнь Петербурга».

Удивительный художник, чья манера узнаваема. В работах Доминова переплетаются восточная медитативная созерцательность и стилистическое переосмысление раннего итальянского Возрождения. Искусствоведы считают, художник в своих работах добивается почти невозможного, парадоксального – сочетания мгновения и вечности.

«Он сочетает в одном произведении и абстрактное, и фигуративное, и орнаментальное, – отмечает куратор выставки Млада Хомутова. – И все это не смотрится эклектикой, это смотрится целостно, гармонично».

В экспозиции представлены и иллюстрации к книгам, выполненные художником. Они очень разные. В тех, что к трудам итальянского мыслителя Никколо Макиавелли – доминируют жесткие линии, холодные цвета. Иллюстрации к индийским сказкам выполнены в духе миниатюр, образ Востока у Доминова получается пряный, чувственный. В Индии художник бывал, но вдохновлялся не столько воспоминаниями о путешествии по этой стране.

«Я отталкивался, как ни странно, от своей родины, от Астрахани, – поясняет художник. – Очень много общего: некогда Астрахань была воротами в Индию, и там даже сохранилась индийское подворье, и вот эту связь в колорите можно показатиь».

Рашид Доминов много путешествует, вдохновляется. Недавно был в Пакистане, и в своей любимой Италии. Сам себя художник называет восточным человеком, разделяющим идеалы итальянского Возрождения. Синтез разных традиций даёт ему главное – ключ к пониманию жизни, единства законов в искусстве, как отражении действительности.

Новости культуры