28.06.2011 | 11:17

На Конкурсе Чайковского продолжаются финальные выступления инструменталистов

На Конкурсе Чайковского в Москве и Петербурге продолжатся финальные выступления инструменталистов. Изменение программы третьего тура – одна из новаций нынешнего смотра. Пианисты, скрипачи и виолончелисты, как и прежде, в финале исполнят два концерта в сопровождении симфонического оркестра – но не в один вечер, а в формате двух отдельных выступлений. Одиннадцать конкурсантов «первый тайм уже отыграли». Четверо готовятся выйти на сцену сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

Ей не привыкать бывать единственной в мужской компании. И в финале, среди сильнейших. Кореянку Йол Юм Сон называют гренадером в юбке. Это когда она за роялем, а в жизни – милейшее создание. Однако знающее цену и себе, и своему времени. Не теряя его даром, она совершила рейд по конкурсам: Клиберна – в Америке, Рубинштейна – в Израиле. Не победила, но свои призы и премии взяла. Сейчас, конечно, хочет выиграть. И, как говорят критики, вполне способна это сделать.

«Выиграть? Конечно, хочу. Тем более я очень люблю русскую музыку. Но даже если проиграю – то большой трагедии не будет», – говорит пианистка.

Йол Юм Сон уже получила приз за лучшее исполнение концерта Моцарта во втором туре. Представители крупных фирм, выпускающих рояли, теперь ведут с ней диалог, надеясь на сотрудничество. А она хладнокровно, как всегда, готовится к тому, чтобы сразиться с пианистами-мужчинами. Один из них – Алексей Чернов, темная лошадка, как его назвали еще перед состязанием. Долгое время он был в конкурсном резерве. Что пошло на пользу, считает сам пианист.

«Вначале мне позвонили, сказали, что я не участвую, – рассказывает Чернов. – Потом позвонили – сказали, что участвую. Я потратил много нервов. И потом нервничать уже устал.

Без нервных затрат, музыкант Чернов бодро, и неожиданно для многих, доиграл до финала. Критики умилялись, констатируя: «Игра не мальчика, но мужа». Впрочем, 28-летний Чернов и правда, не мальчик. У него трое детей и вера в то, что этот конкурс может стать для него золотым. Для финала – помимо Чайковского – он готовит концерт Брамса. Интуиция подсказала: так будет лучше.

Для 30-летнего Умберто Клеричи, репетирующего в Концертном зале Чайковского, этот конкурс – последняя попытка стать его лауреатом. Улыбчивый, эмоциональный, он еще не побеждал, но жюри неизменно вручает ему специальные призы. Так было на Конкурсе Ростроповича в Париже и на Конкурсе Чайковского четыре года назад.

К финалу, помимо репетиций, Умберто готовится своеобразно.

«Мы здесь уже две недели, – рассказывает музыкант. – И день ото дня набираемся опыта – как спортсмены. Я очень много сплю. Все удивляются: Как, ты спишь? Как ты можешь? Да, могу. Потому что мы должны играть – просто хорошо играть».

Скрипач из Америки Эрик Сильбергер, наоборот, сторонник активного образа жизни. Уже четыре года он занимается кунг-фу. В Петербурге – в отсутствие партнеров – отрабатывает приемы на организаторах конкурса, ставших уже друзьями. Впрочем, кунг-фу по-сильбергерски бесконтактно. Перед выходом на сцену он предпочитает более мирные формы подготовки.

«Конкурс Чайковского – это моя мечта. А приехав сюда, я первым делом купил побольше бананов. Эти фрукты помогают позитивно настроиться на выступление. Так что без бананов я на сцену ни ногой», – говорит Эрик Сильбергер.

Наверное, фруктовые и спортивные пристрастия Сильбергера помогают ему и в получении степени бакалавра политологии в Колумбийском университете. Но сейчас об этом Эрик забыл. Отступать некуда. Позади две конкурсные недели, впереди – финал.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>